За пределами Нарнии
Дата 22 ноября 1963 года лишила британскую литературу двух ярчайших имён – в один и тот же день ушли из жизни Клайв Стейплз Льюис и Олдос Хаксли. Они оба пытались своим творчеством сделать мир немного лучше: один, вплетая в сказочные тексты напоминания о христианских идеалах, другой, предвещая грядущие ужасы общества потребления. Их смерти остались практически незамеченными: первые полосы газет в этот день занимали новости об убийстве президента США Джона Кеннеди. Выстрелы в Далласе повергли мир в шок, вызвав шквал обсуждений, как изменится теперь ход истории, и кто на самом деле стоял за действиями якобы одиночки Ли Харви Освальда. На фоне столь резонансного события кончина двух пожилых писателей от давних болезней не выглядела чем-то важным и животрепещущим, сколь бы читаемыми и значимыми ни были их книги. Кадр из фильма "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф" (2005, реж. Э. Адамсон). Фото: gmtrailers.ru Лингвист и философ Оуэн Бартфилд утверждал, что существует три разных Льюиса – сказочник, апологет и учёный. В каждой ипостаси писатель по-особенному демонстрировал свои талант, что проявляется и в выборе творческой манеры, и в популярности конкретных произведений у аудитории. Если сказки становились мировыми бестселлерами и завоёвывали популярность в разных странах мира, то научные работ известны лишь узкому кругу специалистов. У каждой творческой ипостаси Льюиса своя история, своя судьба, своя биография, но только объединившись вместе, они создают законченный образ выдающегося писателя и мыслителя. Биография Льюиса-учёного – преподаванию и исследовательской работе в области истории литературы он посвятил тридцать восемь лет – достаточно нетривиальна и содержит немало крутых поворотов. Воспитанный матерью живой интерес к языкам, мифам и литературе не получил развития в суровой и деспотичной частной школе – учёба в ней не вызывала у Льюиса приятных воспоминаний. Частые уроки у профессора Уильяма Керкпатрикане только обогатили юношу теоретическими знаниями, но и научили его искусству диалектики и привили удивительную "честность ума". Учёбу в Оксфорде прервала отправка на фронты Первой мировой войны. После тяжёлого ранения Льюис успешно получил степени бакалавра и магистра, а затем стал преподавателем английской литературы. Как утверждает переводчик Наталья Трауберг, он "слыл даже в Оксфорде одним из самых образованных людей". Позже Льюис возглавил кафедру литературы Средневековья и Возрождения в кембриджском колледже Магдалены, а также стал членом Британской академии. Его научное наследие насчитывает десять монографий, тридцать одну статью, сорок рецензий и три сборника эссе самой разнообразной тематики – от Шекспира и Чосера до Киплинга и Шелли. По воспоминания современников Льюис был груб и не сдержан в интеллектуальных баталиях, зато слыл отличным преподавателем – студенты даже по несколько раз приходили на одну и ту же лекцию. Джон Рональд РуэлТолкин и Клайв Стейплз Льиюс. Фото: pbshawaii.org Хотя Льюис был воспитан в религиозной традиции, безвременная смерть матери подорвала его детскую веру. Нельзя сказать, что его мировоззрение основывалось на твёрдых атеистических убеждениях. Скорее, здесь имел место скептицизм, усиленный "обидой на Бога за его несуществование". Под влиянием общения с Джоном Толкином, чтения книг Гилберта Честертона и других христианских авторов взгляды Льюиса постепенно меняются – сбрасываются "оковы рационализма", тает "снег эгоизма". Между его верой и занятиями наукой было нечто общее: как академические штудирования вызывали желание поделиться своими открытиями с другими в форме лекций или статей, так и приобщение к религиозной истине обернулось стремлением нести её людям. В годы Второй мировой войны он вёл проповеднические передачи, придавая жителям Лондона уверенности в страшные дни бомбардировок. Живое, неуёмное мышление Льюиса стремилось найти решение проблемных вопросов, наполнить смыслом жизнь окружающих, помочь заблудшим душам обрести веру. Он активно писал книги на религиозные темы, в одних размышляя над нормами морали, в других рассматривая сложные богословские проблемы. Одной из наиболее успешных христианских произведений стали "Письма Баламута". В этой книге рассказывается о духовных исканиях неофита – недавно пришедшего к вере человека – с точки зрения беса-искусителя. ""Мои сапоги", "моя собака", "моя горничная", "моя жена", "мой начальник" и "мой Бог". Мы (бесы – прим. А.М.)учим сводить эти значения к тому, которое присутствует в выражении "мои сапоги". Даже ребенка можно приучить, чтобы он говорил "мой медвежонок" не в смысле "старый, любимый и живой, с которым у меня совершенно особые отношения" , а "тот, которого я могу разорвать в клочья, если захочу"", - глубокое понимание темы и блестящий афористичный стиль изложения сделали книгу, помогающую разобраться со сложными мировоззренческими вопросами, лёгкой и захватывающей. Памятник Клайву Стейплзу Льюису в Белфасте. Фото: apassionforcards.blogspot.com Более всего Льюис известен как писатель. Его "Хроники Нарнии" и "Космическая трилогия" гораздо популярнее академических трудов и религиозных трактатов. На страницах его произведений встречаются технические новшества и магия, невероятная жестокость зла и вера в победу добра, мифологические мотивы и христианская мораль. Священник Яков Кротов полагает, что "романы Льюиса, как и его сказки, можно считать катехизисом". Действительно, за приключениями, опасностями и путешествиями скрывается доступное изложение идей христианского вероучения для юных читателей. Сам Льюис решительно отрицал обвинения в том, что его книги "преподают богословие в художественной форме". Он видел источник своих произведений в одержимости интересными образами и идеями, которыми обязательно надо поделиться с большой аудиторией. "Хроники Нарнии" и "Космическую трилогию" можно рассматривать и как захватывающую дух фантастику, и как высокохудожественную проповедь. "От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь", - справедливо рассуждает один из персонажей Льиюса. Его книги давно перешагнули культурные границы – дети по всему миру с замиранием сердца читают о приключениях его персонажей и незаметно для себя учатся противостоять злу, бороться за свои идеалы, не растрачивать жизнь в пустую, а какая вера живёт в их душах – в Бога, в науку, в человечество – не так уж и важно.