Правовая защита коренных народов Севера: как правильно?
Нужно кодифицировать законодательство, связанное с интересами коренного населения Арктики, или достаточно обновить устаревшие нормы – об этом, в частности, спорили эксперты в рамках мероприятий VI Международного Арктического правового форума. Под эгидой правительства Ямало-Ненецкого автономного округа он проходил 29-30 ноября в Санкт-Петербурге. Форум традиционно проходит в северной столице накануне более значительного события в жизни северных территорий страны – Арктического форума. И в этот раз собрал более 350 участников. Во время торжественного открытия собравшихся приветствовали заместитель губернатора ЯНАО Наталия Фиголь, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, председатель комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ Ильдар Гильмутдинов и другие. «Гарантии» устарели Наталия Фиголь вчера отметила основные задачи, которые стоят перед правоведами. Они связаны с юридическим обеспечением судоходства и хозяйственной деятельности на Севморпути, где уже проходит судов больше, чем по Суэцкому каналу. А также с необходимостью защитить наиболее уязвимых в новых условиях – природу с ее обитателями, коренные малочисленные народы Севера и их традиционную среду обитания. Так, среди выступавших звучали доводы в пользу разработки и принятия «Кодекса прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Другие эксперты были против кодификации, считая, что для реализации прав достаточно норм, их нужно только модернизировать. Все сошлись во мнении, что федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятый 20 лет назад, серьезно устарел и нуждается в новой редакции. Профессор СПбГУ Людмила Андрюченко, проанализировав правовые нормы, предложила ввести определения таких понятий как «традиционная хозяйственная деятельность», «убытки среде обитания», «ущерб среды обитания», «святилище» и других. Сегодня это нигде не прописано, нет и общей политики разграничения ответственности между регионами и федеральным центром. Атомный координатор морей Заместитель председателя Заксобрания ЯНАО, председатель комитета по промышленности, природопользованию и экологии Дмитрий Жаромских остановился на практических вопросах «арктического права». Речь шла о регулировании освоения ресурсов, экологии, защите прав работающих вахтой в районах Севера, утилизации отходов и права коренных народов в части сохранения охотничьих и рыболовных ресурсов. Екатерина Хмелева, директор программы по регулированию охраны окружающей среды Всемирного фонда дикой природы, посвятила свое выступление морепользованию – сфере, правовое регулирование которой слабо проработано. Предложен подход, уже реализованный во многих странах: комплексное управление природопользованием, при котором учитывается баланс экологических и экономических интересов и снимается конфликт внутри экономической деятельности. По мнению Екатерины Хмелевой, функции координатора государственной политики в области морепользования в Арктике целесообразно передать Атомфлоту, который обладает необходимым авторитетом и ресурсами. Вероника Симонова, директор Центра Арктических и Сибирских исследований Социологического института РАН, представила на секции, посвященной бизнесу, очень интересный доклад о нелегальном промысле лосося в Восточной Арктике. По ее словам, необходимо отойти от однозначно административно-уголовного толкования рыболовства для жителей прибрежных территорий Арктики. Все, кто постоянно проживает в этих районах – не только аборигены, должны иметь легальную возможность добывать определенное количество рыбы для собственного потребления. Образец для реестра Комментируя работу форума для читателей «КС», Дмитрий Жаромских отметил, что многие акты Ямала могут стать образцом для законов других субъектов Федерации: – Я бы отметил наш закон о промышленной политике, где отражена наша специфика, связанная с экономической деятельностью коренных народов. Мы называем ее приоритетной и даем импульс ее развитию. Это, в первую очередь, переработка продуктов оленеводства и рыболовства. Парламентарий также подчеркнул, что ЯНАО – единственный регион, где закреплен минимальный государственный стандарт материальной обеспеченности представителей КМНС, ведущих традиционной образ жизни. На федеральном уровне только прорабатывается вопрос о реестре коренных народов, а на Ямале это уже реализовано – в виде информационной системы, которая позволяет учитывать, как людей ведущих традиционный образ жизни, так и экономические показатели их труда. В ближайшем будущем, как обсуждали на одной из секций, наиболее востребованной моделью деловых отношений станет триада «транснациональная корпорация – власть – местное население». В том, чтобы эти отношения выстраивались на паритетных и правовых основаниях, и состоит главная забота государства. А форум показал, что поддержка и внимание широких экспертных и общественных слоев к строительству этой модели давно имеется.