Межрегиональный форум староверческих родов открылся в Ненецком АО

ТАСС, 30 ноября. Межрегиональный форум староверческих родов "Северный род - сильный род" открылся в пятницу в Нарьян-Маре. Как рассказала ТАСС директор Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа Елена Вергунова, форум проводится в рамках плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году. "Мы поставили себе задачу первый раз собрать представителей староверческих родов, чтобы они увидели друг друга. К нам приехали представители усть-цилемских староверских родов, общественные деятели, фольклористы, специалисты в сфере народной культуры из Архангельска, Москвы, Республики Коми. Они также будут рассказывать о своих родах, как и представители Нарьян-Мара. Мы обменяемся опытом работы, тем, что происходит в НАО в рамках подготовки к юбилею [протопопа Аввакума], чем занимаются музеи, учреждения культуры, как готовится сфера образования, наши гости расскажут о своем опыте", - отметила Вергунова. В рамках форума в Нарьян-Маре открылась фотовыставка Александра Чупрова "Люди-ти живут. Староверы на краю земли". "На ней представлены фотографии, снятые с 2004 по 2012 году в Бурятии, Чувашии, Республике Коми, на территории НАО, в Великом Новгороде, отражающие различные события в жизни староверов", - пояснила директор центра. История староверов НАО Как рассказал ТАСС руководитель Старообрядческой поморской общины Нарьян-Мара Александр Ляпунов, в городе в настоящее время проживают до тысячи староверов. "Нашей общине как организации в этом году исполнилось 20 лет, когда она создавалась, меня спрашивали - а еще, как говорится, ни кола ни двора не было - сколько у тебя в общине народу? Я отвечал, что по спискам, которые мы составляли, человек 300, может, 500... Сейчас я скромно говорю, что от 500 до тысячи человек староверов", - пояснил собеседник агентства. На территории современного Ненецкого АО находился первый русский арктический город Пустозерск, где в заключении был протопоп Аввакум - идеолог и самый видный деятель старообрядчества в период его возникновения в XVII веке. "В Пустозерске около 15 лет протопоп Аввакум находился в земляной тюрьме и здесь был заживо сожжен вместе с сотоварищами", - рассказала директор центра. Современная история староверов в НАО начинается с 1920-х годов, когда старообрядцы бежали на север с территории Республики Коми. "В нашем регионе проживает группа староверов и потомков староверов - это все выходцы из Усть-Цилемкого района Республики Коми, все очень активные деловитые, трудолюбивые, их родители в 1920-30 годы вместе с домами сплавились по реке Печора в НАО в поисках лучшей доли, бежали от коллективизации", - пояснила Вергунова. Как отметили оба собеседника агентства, старообрядцы принимали активное участие в становлении Нарьян-Мара. "Как город в 1935 году организовался, приехали первые староверы, начали дома строить в Нарьян-Маре, - заметил Ляпунов. - Первый дом построил старообрядец Дуркин Андриян Семенович". Ключевое мероприятие форума - это встреча староверческих родов. Как отметили оба собеседника агентства, многие представители старообрядцев могут проследить свою родословную на несколько столетий. "Двенадцать представителей расскажут о своих родах: за полгода каждому была дана небольшая анкета, чтобы легче было готовиться, потому что информации очень много, староверы отличаются крепкой родовой памятью, и чтобы очень много не рассказывать, мы выбрали самые емкие вопросы... У кого-то родословная идет с самого времени [церковного] раскола", - подчеркнула Вергунова. По ее словам, одна из задач встречи - найти единомышленников для подготовки форума 2020 года в честь юбилея протопопа Аввакума. "Для нас это первый мероприятие в ряду юбилейных, где мы хотели бы побольше людей задействовать, найти, как говорят у нас в народе, "подпарщиков" - от слова "пара", то есть единомышленников", - сказала она. Современные старообрядцы Как пояснил Ляпунов, в Нарьян-Маре есть те, кто посещает старообрядческую церковь, и те, кто относит себя к староверам, но в религиозной жизни не участвуют. "Основная задача нашей церкви, общины - удовлетворение духовной потребности населения, это значит проведение соборных служб, треб. Кроме духовно-просветительной деятельности, занимаемся культурным просвещением, воспитанием. Есть у нас воскресная школа, обучаем прихожан церковным знаниям, церковно-славянскому чтению, пению", - рассказал глава общины. В центре Нарьян-Мара находится старообрядческий храмовый комплекс - храм Казанской иконы Пресвятыя Богородицы и часовня Николы Чудотворца, - здесь же построен гостевой дом. "Мы планировали здесь поставить в деревянном исполнении старообрядческий музей, чтобы там сделать земляную яму и по стенам - стенды с информацией о протопопе Аввакума, его семье, показать, в каких условиях жили наши великомученики. Занимаемся благоустройством, подготовлено место для установки барельефа протопопа Аввакума", - сказал о планах Ляпунов. Он заметил, что сейчас по внешнему облику трудно определить старовера: традиционные костюмы надевают в основном только по праздникам и на службы.