Эксперт: для жизнеобеспечения людей в Арктике необходим закон о северном завозе

МОСКВА, 29 ноября. /ТАСС/. Профессор МГИМО, директор Института исследований и экспертизы ВЭБ, бывший советник по транспорту постпредства России при ЕС Юлия Зворыкина считает необходимым регламентировать понятие "северный завоз" для дальнейшей разработки федерального закона, который нужен для качественного жизнеобеспечения людей на отдаленных территориях и Арктической зоне РФ. Такое мнение она высказала в четверг ТАСС по итогам научно-практической конференции "Арктика - регион глобальных интересов". Северный завоз - это доставка продуктов, медикаментов и топлива в труднодоступные поселки и целые регионы, в том числе в Арктической зоне РФ, которые на несколько месяцев остаются отрезанными от большой земли из-за сложных климатических условий. В федеральном законодательстве понятие "северный завоз" отсутствует, целостной статистики по снабжению не ведется. По данным на начало 2000-х годов, ежегодно в северные регионы доставлялось порядка 1,5 млн тонн нефтепродуктов, 3-4 млн тонн угля, более 500 тыс. тонн продовольствия. "Наш анализ и мониторинг северного завоза в разных регионах показывает необходимость того, что обеспечение населения отдаленных территорий жизненно важными продуктами требует дополнительных законодательных мер для повышения его эффективности Поэтому требуется все-таки вводить определение, что такое "северный завоз", так как четкой формулировки нет, а уже после этого необходимо разработать отдельный федеральный закон, который регламентировал бы порядок транспортировки и служил для мониторинга, контроля ситуации в целом", - сказала она. По словам Зворыкиной, это в первую очередь необходимо для транспортных компаний, которым могут быть субсидированы транспортные расходы. "Поскольку много участников, процедура не унифицирована, каждый субъект самостоятельно принимает решения, некоторые это спускают на уровень муниципалитетов, где-то это программа, где-то закон, где-то постановление, где-то вообще нет мер поддержки северного завоза Это актуально именно сейчас, когда есть планы по Северному морскому пути. Необходимо понять, какого участие бюджетов субъектов в этом процессе, сейчас сильно возросли социальные составляющие в программах, и жизнеобеспечение играет важную роль в устойчивом развитии Арктических и удаленных территорий", - пояснила она. Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут в российской Арктике. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток, продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной. СМП используется для северного завоза. Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году грузопоток на СМП должен вырасти в 10 раз до 80 млн тонн.