Уральцы стали чаще совершать покупки онлайн с помощью смартфонов
Фаза ростаФормат продаж в интернете новым уже не назовешь - такого рода сервисы появились в России еще в начале века, сейчас их множество. По словам руководителя направления аналитики "Яндекс.Маркет" Владислава Исмагилова, только на этот ресурс ежедневно заходит более трех миллионов человек.Тем не менее оборот России на электронном рынке в 2018 году оценивается всего в 24 миллиарда долларов (для сравнения: в США - 525 миллиардов, в Великобритании - 120), так что потенциал роста велик. За последние четыре года россиян, готовых покупать что-либо онлайн, стало больше вдвое. Исследовательская компания Mediascope Web Index выяснила, что в РФ 27 миллионов электронных потребителей, на долю которых приходится 4-5 процентов товарооборота. Рост аудитории интернет-магазинов привел к увеличению доли потребительских электронных рынков России на 20 процентов за последний год.Похожая картина и в УрФО. 48 процентов взрослого населения округа (2,3 миллиона человек) сегодня совершает покупки в интернете. Число визитов на сайты интернет-магазинов в федеральном округе за год выросло на 14,5 процента - это выше среднего значения по стране (11,3). По данным исследования GFK и "Яндекс.Маркет", жители региона в основном покупают в онлайн-магазинах мобильники, планшеты, смартфоны и аксессуары к ним - такие товары заказывали 57 процентов покупателей. На втором месте - одежда и обувь (50), на третьем - товары для хобби, игры и игрушки (46). Любопытный факт: у жителей Челябинска второе место по популярности заняли лекарства и БАДы - 52 процента.Также одна из заметных тенденций - оплата банковской картой. Ее в 2018 году использовали 57 процентов россиян и 60 процентов жителей УрФО, тогда как годом ранее на Урале таковых было только 48 процентов.Очередь ушла в онлайнПочему покупатели выбирают такой формат торговли все чаще? По их словам, главный аргумент - экономия времени.- В какой-то момент я понял, что не могу тратить час-два-три на шопинг в торговом центре: есть дела поважнее. Во-первых, до него нужно добраться. Во-вторых, придется обойти бесчисленное количество магазинов. В-третьих, сегодня ТЦ переполнены, а мне не нравится толкаться в толпе, - говорит екатеринбуржец Михаил Вербицкий. - Около года назад я нашел выход - онлайн-шопинг. Это быстро и удобно. Чаще всего выбираю и заказываю товар с помощью смартфона.Но самая распространенная причина, по которой жители Уральского округа выбирают интернет-магазины, - низкие цены: 60 процентов ориентируются именно на это. Причем та же причина вынуждает 67 процентов потребителей заказывать телефоны и планшеты в зарубежных, в основном китайских, магазинах. Исключением стали только екатеринбуржцы, 58 процентов которых приобретает гаджеты в России.Кроме того, как выяснилось, для уральцев очень важны не только скидки и кешбэк, но и бесплатная доставка, которую предлагают многие интернет-магазины.Смартфон всегда с собой63 процента жителей УрФО совершают онлайн-покупки с помощью компьютера. Наиболее велика доля таких заказов в Екатеринбурге (81), а самая маленькая - в Тюмени (66). Однако, несмотря на столь значительные цифры, количество приобретений через десктоп в 2018 году в сравнении с аналогичным периодом 2017-го упало на 11 процентов.Владислав Исмагилов отмечает, что часто потребители в УрФО выбирают товары через телефон, а совершают оплату через компьютер: 37 процентов клиентов пользуются мобильным приложением для просмотра товаров, а для покупки - лишь 20 процентов. И все же доля последних быстро растет - за год она увеличилась с 10 до 16 процентов, так что скоро мобильные версии торговых площадок могут полностью вытеснить компьютерные, прогнозирует эксперт.Тот же тренд отмечают и другие игроки рынка.- Покупатели стали активнее заказывать мобильные устройства в интернет-магазине. Делать это они предпочитают со смартфонов и планшетов - с начала года количество таких заказов выросло на треть, - рассказала пресс-секретарь уральского филиала "Мегафон" Светлана Емельянова. - Чаще всего такой шопинг предпочитают мужчины в возрасте 25-40 лет.- Каждый пятый рубль компания зарабатывает в интернете, а с помощью смартфонов оформляют около трети онлайн-заказов, - подтверждает руководитель департамента по связям с общественностью группы "М.Видео - Эльдорадо" Валерия Андреева. - Интернет-продажи смартфонов за девять месяцев 2018 года выросли на 50 процентов по сравнению с прошлым годом, хотя их доля в общих продажах этого вида техники пока держится на уровне 20 процентов.Между темВозросшая популярность онлайн-магазинов требует принятия дополнительных мер безопасности. Виной этому мошенники, которые могут похитить данные карты. Старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского" Татьяна Сидорина советует пользователям не доверять сайтам, зарегистрированным на бесплатных хостингах, и завести для приобретений отдельную карту.- Не следует переходить на сайты по подозрительным ссылкам, полученным в почте, мессенджерах, сообщениях в соцсетях, или кликнув по рекламному баннеру на сомнительном ресурсе. Если сайт магазина вызывает хотя бы малейшее сомнение, стоит поискать отзывы о нем в интернете. А также исследовать на сервисах whois данные о времени существования домена, на котором размещен сайт, на какой срок он оплачен, - говорит эксперт. - Также вероятность быть обманутым возрастает, если на странице оплаты товаров в адресной строке браузера стоит http - без буквы s на конце. Это значит, что данные вашей банковской карты передаются в незашифрованном виде. Впрочем, наличие https и иконки зеленого замочка в строке - тоже не панацея: мошенники могут купить дешевый сертификат и использовать его на своем сайте.