Приватизация 2.0? В Государственной думе рассуждают о ликвидации ГУПов и МУПов

Государственные и муниципальные унитарные предприятия оказались под угрозой ликвидации уже к 2021 году. С такой инициативой по представлению премьер-министра Дмитрия Медведева выступила Федеральная антимонопольная служба. Председатель Госдумы Вячеслав Володин, несмотря на одобрение законопроекта комитетом ГД по экономической политике и профильным комитетом Совета Федерации, принял решение отложить первое чтение совместной инициативы ФАС и кабинета министров и направил документ на обсуждение во фракции. Поскольку законопроект так и не был обсужден парламентариями, Daily Storm поговорил с руководителями думского комитета по экономической политике, чтобы выяснить их отношение к ликвидации ГУПов и МУПов. Мнения разделились: в КПРФ выступили категорически против, ЛДПР предложила подробно изучить вопрос еще раз перед первым чтением, а вот представители «Справедливой России» и «Единой России» однозначно одобрили инициативу правительства. Впрочем, обо всем по порядку. История вопроса Законопроект о ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий имеет довольно интересную историю. Первоначально с идеей ликвидировать ФГУПы и МУПы как организационно-правовые формы собственности выступило Министерство финансов в сентябре 2017 года. Тогда в ведомстве заявляли, что жить им осталось недолго — уже к концу 2018 года унитарные предприятия должны прекратить свое существование. По замыслам Минфина, единственным ФГУПом в стране должна была остаться «Почта России» (в июне 2018 года началась реорганизация предприятия и последующее его превращение в акционерное общество), а огромное количество других предприятий будет ликвидировано, поскольку содержатся они в плохом состоянии, их владельцы сдают собственность за валюту, так как сами здания им не нужны, а значит — от унитарных предприятий нужно избавиться. В январе 2018 года запретить создание ГУПов и МУПов на конкурентных рынках предложила ФАС. По мнению антимонопольного органа, унитарные предприятия препятствуют здоровой конкуренции, а потому должны жестко регулироваться. Решать судьбу таких предприятий ФАС также хочет единолично – создать или отказать в создании будут решать антимонопольщики. «По мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках… Существование таких видов юридических лиц, как государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие, негативно влияет на конкурентные сферы экономики. Очевидно, что действующее законодательство в рассматриваемой сфере нуждается в реформировании», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Антимонопольная служба направила разработанные поправки в федеральные органы исполнительной власти для их рассмотрения и последующего согласования, после чего тема ненадолго заглохла и затушевалась. В какой-то момент у сторонних наблюдателей возникло впечатление, что от идеи ликвидации унитарных предприятий все же отказались, пока в апреле этого года на заседании Госсовета президент Владимир Путин не раскритиковал региональные власти за передачу госзаказов ГУПам и МУПам. Однако после этого, 29 июня, глава государства подписал закон, который упростил порядок госзакупок для унитарных предприятий: теперь они могут осуществлять закупки без привлечения средств из бюджета России. Если раньше предприятия руководствовались контрактной системой закупок, то теперь проводят их в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц». Предполагалось, что такие изменения будут способствовать росту конкурентоспособности данных предприятий, а также повышению эффективности их закупочной деятельности. Правда, через неделю, 5 июля, председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил, что в скором времени будет введен запрет на создание новых унитарных предприятий в сфере ЖКХ, а уже действующие должны быть преобразованы в казенные предприятия к середине 2019 года. Премьер пояснял, что все это необходимо для того, «чтобы в случае их банкротства было невозможно просто списать долги». Также предполагалось остановить рост задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками услуг. Но и этого оказалось мало. 24 августа Дмитрий Медведев поручил сократить количество ГУПов и МУПов в сфере поставки коммунальных ресурсов для реализации плана развития конкуренции, подписанного главой правительства. Национальный план предусматривает сокращение в регионах России доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов с 20% в 2019 году до 10% в 2020 году в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Попросту говоря, к 2020 году 90% поставок тепла и воды, а также предоставляемых услуг водоотведения должно быть отдано частным структурам. Уже через месяц, 20 сентября, правительство одобрило принудительную ликвидацию ГУПов и МУПов и запрет на их создание. Исключение составили лишь предприятия, работающие на гособоронзаказ и в сфере естественных монополий. По данным Федеральной антимонопольной службы, которая и лоббировала данную инициативу, за последние пять лет количество унитарных предприятий в стране выросло почти на 40% — до 18 624. При этом значительная часть предприятий, по мнению ведомства, работает в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговле и оказании услуг. Интересно, что, жонглируя цифрами, ФАС забыла упомянуть, что по состоянию на 1 января 2016 года ГУПов и МУПов в стране действовало почти на четыре тысячи больше, чем сегодня, – 23 262 штуки. Именно такие данные приводила сама антимонопольная служба в январе 2018 года в своей пояснительной записке к законопроекту. Видимо, сокращение унитарных предприятий на одну пятую от общего числа для ФАС оказалось мало, и служба решила вовсе от них избавиться. После того как идею ФАС поддержали в правительстве, события развивались стремительно. 6 ноября ликвидацию унитарных предприятий одобрил комитет Совета Федерации по экономической политике. 9 ноября министр финансов — первый вице-премьер правительства Антон Силуанов дал поручение Минэкономразвития до 1 февраля подготовить план и рассчитать затраты на ликвидацию унитарных предприятий. Уже 13 ноября законопроект был одобрен и комитетом Госдумы по экономической политике — депутаты постановили принять его в первом чтении, которое должно было состояться 20 ноября. Но в этот день законопроект так и не был рассмотрен — первое чтение перенесли на 22 ноября и… снова не рассмотрели, перенеся на неопределенный срок. На этом настоял председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Формальной причиной переноса обсуждения законопроекта о ликвидации унитарных предприятий как форм собственности к 1 января 2021 года стал неполный комплект документов, представленных в Госдуму антимонопольной службой и правительством. В частности, не хватало данных о проведенной антикоррупционной экспертизе, без которой доверие к законопроекту может быть основательно подорвано. Что не так с предложением ФАС? «Если вы оглядитесь вокруг, то увидите, что все ЖКХ, половина транспортных услуг, все, что касается быта и среды обитания, — все это построено на деятельности этих «замечательных» двуличных предприятий, которые зачастую поглощают огромные ресурсы, но дают весьма плохонькое качество», — убежден глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Главный антимонополист страны считает необходимым преобразовать унитарные предприятия в казенные учреждения на монопольных рынках. На рынках же конкурентных их необходимо акционировать, то есть превратить в акционерные общества, а затем приватизировать. И вот тут-то грудью на защиту ГУПов и МУПов первыми встали коммунисты. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов напомнил, что имущество унитарных предприятий принадлежат государству и является неделимым. Ликвидировав их, правительство и ФАС снова снизят роль государства в экономике, что в свою очередь откроет сразу несколько окон для разворовывания госсобственности. «Будут ликвидированы организации, которые осуществляют пассажирские перевозки, обслуживают аэропорты и метро. Более того, ГУПы и МУПы обеспечивают лекарствами тяжелобольных граждан, включая страдающих онкологическими заболеваниями. Они снабжают продуктами питания и лекарствами жителей труднодоступных местностей! Создание «конкурентной среды» в этих сферах просто невозможно, ведь частным предпринимателям не нужны издержки», — убежден Зюганов. В разговоре с Daily Storm коммунисты также рассказали, что уже послали президенту Владимиру Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву телеграммы с обоснованием необходимости отказа от ликвидации ГУПов и МУПов. Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции КПРФ Николай Арефьев добавил, что сделает все возможное, чтобы не допустить рассмотрения этого законопроекта в первом чтении. В ближайшее время Компартия собирается привлечь к обсуждению губернаторов, которые вряд ли окажутся довольны новеллами правительства и Федеральной антимонопольной службы. Для начала в КПРФ настаивают, что внесенный законопроект — антиконституционный. Коммунисты обращают внимание на часть вторую восьмой статьи основного закона страны, которая гласит, что в России «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». «Второе — довод о том, что 18 тысяч унитарных предприятий мешают семи миллионам частных предприятий, зарегистрированных в государственном реестре, — несостоятелен и безоснователен. Такого не бывает. Третье — из этих 18 тысяч большую часть, 90%, составляют муниципальные предприятия, которые работают в удаленных районах, — их продать и даже сдать в концессию невозможно! Они являются жизнеобеспечивающими все население. Продавать их или уничтожать — преступление против людей и против закона. И последнее — это коррупционный закон. Кто-то заплатил ФАСу, чтобы они убрали с дороги конкурентов в виде государственных и муниципальных предприятий», — резюмировал Николай Арефьев текст письма, которое было разослано руководству страны и вскоре будет отправлено всем губернаторам. Помимо прочего, отмечает депутат, данный закон является законом совместного действия. В его обсуждении должны принять участие не только федеральное правительство и обе палаты парламента, но и региональные власти, чего сделано не было. Из 85 субъектов Российской Федерации данный законопроект рассмотрели только в четырех регионах. «Мы уже нахлебались, и достаточно много раз, когда приходил частник. Надеялись на то, что сейчас вот он починит все теплотрассы и водопроводы. Нет! Частник приходит с одной целью — извлечь прибыль. Там, где мы продали все котельные, — там тепла уже давно нет. Собственников нет. Все брошено на произвол судьбы. Больше всего пострадают муниципалитеты, у которых и так ничего нет, а у них отбирают последнее — воду, канализацию, электроэнергию», — негодует первый зампред думского комитета по экономической политике Николай Арефьев. Со своим коллегой и вообще с позицией КПРФ оказались не согласны два других первых заместителя председателя профильного комитета — Валерий Гартунг из «Справедливой России» и Владимир Гутенев от «Единой России». Оба депутата попытались убедить Daily Storm, что ни о какой приватизации государственной собственности речи не идет, а жизненно важные сферы жизни, деятельность которых затрагивают ГУПы и МУПы, будут последними, кто проиграет от нововведений. В первую очередь полетят головы недобросовестных руководителей унитарных предприятий, которые втемную занимаются коррупционными делишками и злоупотребляют своими полномочиями. «Что такое МУПы и ГУПы? Чем они отличаются, например, от акционерного общества, которое принадлежит государству? Или частной кампании? В МУП передается государственное имущество на правах хозяйственного ведения, и этим имуществом компании распоряжаются по своему усмотрению. То есть мы имеем дело с каналом передачи государственного имущества в частное управление. А потом эта компания, получившая госимущество, работает на конкурентном рынке! Ну это разве правильно? МУПы и ГУПы должны работать только там, где невозможна конкуренция, где невозможен частный бизнес. Вот там они должны остаться, в специфических отраслях, где невозможна конкуренция. В творчестве, например», — рассказывает первый зампред комитета по экономической политике от «Справедливой России» Валерий Гартунг. Депутат отмечает, что регулируемые виды деятельности в сфере ЖКХ, такие как водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, а также унитарные предприятия, задействованные в сфере здравоохранения, под закон подпасть не должны, а значит коммунистам не о чем беспокоиться. Здесь МУПы и ГУПы останутся в том виде, в каком есть и сегодня. «Если кого-то из коммунистов или депутатов любой другой фракции что-то волнует — вносите поправки во втором чтении и выведите ту или иную сферу из-под действия этого закона… Там есть вопросы, но перед первым чтением и особенно ко второму чтению их все можно снять», — убеждает Гартунг. Позицию депутатов фракции КПРФ эсер считает ошибочной: в частные руки никто ничего отдавать не собирается. Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества закрепляет контрольный пакет акций за государством. Появившиеся вместо неподотчетных ГУПов и МУПов ОАО будут обязаны публиковать отчетность и раскрывать данные о своей деятельности. «Как вы думаете, почему так сильно возбудились муниципалитеты и регионы? — задался вопросом эсер Валерий Гартунг. — Они все понимают! Это же самые лакомые кормушки, которые сейчас либо закроют, либо раскроют, сделают публичными. Вот почему вой такой поднялся, вот почему все так взбеленились на ФАС. Вы посмотрите, кто у нас МУПами и ГУПами руководит! Личности, которые не находятся на свету и ни за что не отчитываются, кроме как перед тем должностным лицом, которое их назначило. И что там внутри творится — никто не знает». В «Единой России» Daily Storm рассказали, что как минимум надо запретить увеличивать число унитарных предприятий, поскольку, пользуясь преференциями государства, они нарушают конкуренцию на рынке. Государство должно уйти от навязывания единого подхода и единых инструментов. По мнению первого зампреда комитета по экономической политике от партии власти Владимира Гутенева, в экономике успех и конкурентоспособность зависят от степени либерализма. Только конкурентная среда и прозрачные правила способны снизить издержки, от чего в конечном счете выиграет в первую очередь потребитель. «Чем меньше будет доля государства в бизнесе, тем более позитивные результаты будет демонстрировать наша экономика. У меня перед глазами позитивный пример Ростеха, когда в его рамках пошла траектория, которая предусматривает два существенных правильных механизма — формирование советов директоров за счет независимых директоров, представляющих бизнес, и расширение частно-государственного партнерства, включение в периметр оборонно-промышленного комплекса частного бизнеса. Когда вертикально интегрированные холдинги, на протяжении многих лет генерирующие убытки, каким был Концерн «Калашников», привлекают частных инвесторов, — предприятия становятся прибыльными и государство начинает получать дивиденды», — убежден единоросс Гутенев. Дата первого чтения законопроекта Федеральной антимонопольной службы о ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий пока еще не назначена. Коммунисты настаивают либо на январе 2019-го, либо на вообще отмене рассмотрения поправок ФАС. Единороссы надеются, что первое чтение пройдет до конца Нового года. В данный момент законопроект отправлен на обсуждение думских фракций.

Приватизация 2.0? В Государственной думе рассуждают о ликвидации ГУПов и МУПов
© Daily Storm