Стальные дороги: чем пути под землей отличаются от наземных

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Казалось бы, что может быть проще этой конструкции. Тем не менее в Московском метрополитене путь, по которому движутся поезда, имеет множество сложностей и различных нюансов. Под землей, как и на надземных железных дорогах, конструкция состоит из элементов нижнего и верхнего строений. Если над землей в качестве элементов нижнего строения выступают инженерные сооружения: мосты, эстакады, путепроводы или сама земля, то в метро эту роль играет основание в лотке тоннеля. Что касается верхнего строения, это, говоря простым языком, то, по чему едут поезда. То есть — рельсы. — Верхнее строение путей состоит из балластного слоя или путевого бетона, а также самих рельсов, элементов их креплений и стрелочных переводов, — рассказал историк инженерии Сергей Морозов. Кстати, рельсы тоже бывают разные. Так, в метро укладывают рельсы типа Р65 или Р50. Цифра означает вес одного погонного метра конструкции. Раньше рельсы укладывали на деревянные шпалы, утопленные в бетон. Теперь же строители используют технологию LVT (low vibration track) — вместо деревянных шпал ставят железобетонные полушпалы. Элементы подрельсового основания устанавливаются в специальных резиновых чехлах с эластичными прокладками. Это позволяет снизить шум поездов. В отличие от наземных железных дорог, в метро по центру пути оборудован водоотводной лоток. Функция его следует из названия. А вот на станции вместо длинных шпал используются так называемые коротыши. Это сделано специально для безопасности пассажиров. Если вдруг человек упадет на путь, он сможет укрыться от пребывающего поезда в лотке между рельсами. Для этого необходимо лечь лицом вниз по направлению к поезду, чтобы не зацепиться за подвагонное оборудование одеждой.

Стальные дороги: чем пути под землей отличаются от наземных
© Вечерняя Москва