Инструкция: как заставить городские власти отремонтировать историческую парадную?
Все чаще петербуржцы своими руками проводят реставрацию в парадных своих домов. Но не стоит забывать, что на самом деле следить за их состоянием и ремонтировать – обязанность городских ЖКС. Директор фестиваля «Старкон» Игорь Пылаев специально для «Собака.ru» написал колонку о том, как он привел в порядок свою парадную, не вложив ни копейки личных денег, и почему на это пришлось потратить два месяца и фотографировать каждую дырку. Дом и его состояние Я живу на Жуковского, 6 в доходном доме 1880 года. Здесь я провел свое детство, потом съехал, а в этой квартире остались мои родители. В июне этого года я вернулся сюда и ужаснулся: парадная выглядела также, как в моем детстве, но еще более грязно и потрепано. Лет 10 назад здесь был пожар: нормальной двери нет, поэтому сюда регулярно приходили бездомные – один из них уснул с сигаретой, остался невредим, но спалил все вокруг. Все было в копоти, уборщики добрались до нашего дома лет через пять после происшествия и помыли только то, до чего дотянулись. Первый ремонт (и первая неудача) Я решил попробовать исправить ситуацию и написал письмо на электронный адрес ЖКС №1 Центрального района. Ответа не получил и дошел до них лично – там мне ответили, что ремонт нашего дома включен в программу и запланирован на 2032 год. Это меня не устроило. Тогда я дошел до нашего домоуправа – это человек, который отвечает за несколько адресов, в том числе за наш дом. Где его можно найти, указано в квитанции. Там люди вполне адекватные, но они ограничены в ресурсах. Например, на весь район у нас два электрика и один водопроводчик. На всякий случай я сразу взял его телефон. Через две недели после моего визита в дом пришли два парня и неделю трудились – правда, когда они закончили, стало понятно, что лучше бы они ничего не делали. Если старая краска еще более-менее держалась, но новая тут же начала отсыревать на первом этаже, выше – шелушиться и покрываться плесенью, штукатурка сыпалась. В том месте, где когда-то проводили интернет, были огромные сквозные дыры, висели старые ненужные провода и разбитые лампочки. Я начал просто молча и без комментариев слать фотографии происходящего домоуправу. Через какое-то время пришли рабочие, поменяли источники света на светодиодные, срабатывающие на звук. Казалось бы, отлично, но нет: лампочки прикрутили на один саморез, все болталось, их легко можно было бы оторвать пальцем. Пришли плотники и поменяли почтовые ящики. Мало того, что некоторые они сломали, так еще и от старых остались огромные пятна на стене: когда делали ремонт, их не снимали и красили вокруг. Когда-то у нас был мозаичный пол с интересным рисунком. Рабочие заделали в нем дыры цементом на основе штукатурки – то есть каждый раз, когда пол мыли, вокруг оставались белые разводы. Как исправлялся некачественный ремонт Я неустанно продолжал писать домоуправу: «Доброе утро, сегодня у нас отвалился кусок штукатурки». Постепенно проблемы исправляли: дырки заделывали, стекла меняли, появилось нормальное освещение, пол стал ровным, и бабушки перестали на нем падать. Но для этого приходилось фотографировать и описывать каждую дырочку. Кто работает в ЖКС Познакомился я и с начальником ЖКС №1 – вообще там работают очень специфические люди, они постоянно находятся в стрессе, потому что к ним ежедневно приходят толпы недовольных. Они без перерыва курят, при чем прямо на рабочем месте. При этом они не грубят и стараются относиться с пониманием, все записывают. Я был там трижды и каждый раз после меня оставалась пара листов А4 с недовольствами. ЖКС делают косметический ремонт не своими руками, они нанимают стороннюю организацию. В нашем случае они требовали гарантийное восстановление, потому что работы были выполнены плохо. Вскоре работа в парадной закипела: одновременно работали стекольщики и маляры, переделывали пол. Конечно, если не начать жаловаться, работы будут вестись очень медленно. Обо многих проблемах ЖКС просто не знают – адресов много, а их мало. Плюс ко всему, жители тоже бывают разными: есть те, кто жалуется на несуществующие проблемы, на проверку таких случаев тоже требуется много времени. Как общаться с ЖКС Мне кажется, важно проявлять инициативу и грамотно вести переговоры – то есть не быть агрессивным. Многие приходят в ЖКС и начинают кричать: «За что я вам деньги плачу». А надо говорить четко и по делу: проблема такая, место находится здесь, вот фотография. Я думаю, что история, подобная моей, может случиться в любом доме города. У нас не было никаких серьезных вложений, наоборот, благодаря мне управдом не тратил время на то, чтобы найти дефект, а только устранял его. Это экономит время и ресурсы. Важно терпение и человеческое отношение. Сколько времени есть у ЖТС на проведение ремонта и кто за все это платит У каждого из нас в квитанции есть два отдельных пункта – на капремонт и содержание дома. Капитальный ремонт проводится исходя из нужд, начиная с самых аварийных зданий. То есть если по нашему дому пойдет трещина, но он не будет признан аварийным, работы в нем начнутся по плану – через 10, 20, а то и 30 лет. Если мы говорим о содержании домовой территории (а к этому относятся разбитые окна, грязные стены и пол, отваливающая краска), то работы выполняются почти сразу. У ЖТС по закону есть месяц на рассмотрение жалобы и еще столько же на выполнение, но обычно все происходит намного быстрее. Это в их интересах: условно, если в парадной разбито окно, то ЖТС придется потратить больше средств на отопление. Подать жалобу можно через официальное письмо в соответствующее ЖТС (у Центрального района это адрес jaloba_gks-1@mail.ru) или через сайт «Наш Санкт-Петербург». Во втором случае это будет быстрее, потому что сайт регулярно мониторят контролирующие органы. Если правильно связаться, то есть точно указать адрес и место изъяна и предоставить фотографию, то на практике проблема решится за несколько дней. Все финансовые обязательства лежат на ЖТС – то есть и краску, и новые почтовые ящики оплачивают они. Исключение бывает только в одному случае: если есть доказательство нанесенного урона конкретным человеком – тогда деньги будут взиматься с него через суд. Реакция соседей Часто проблемы связаны не с ЖКС, а с самими жильцами: это граффити, разбросанные бычки, мусор. Многие люди не осознают, что парадная – это не только лицо дома, но это еще и их собственность. У себя дома ведь они сигареты не бросают. С этим я решил бороться так: развесил по всем этажам объявление, в котором написал не просто «не курите – штраф», а что мы здесь все вместе живем, и видеть у двери кучу хабариков неприятно. Если уж вы курите, то оставляйте их в банках. Как ни странно, бумага висит уже несколько месяцев, на ней появились «лайки», а на лестницах стало заметно чище. Соседи мою активность поддержали, но никто не помогал – говорили, что у них нет на это времени. Результат Наша парадная сейчас не идеально, но она чистая, целая, дыры заделаны, все покрашено, в нее по крайней мере приятно заходить. В следующем году нам отреставрируют и мозаичный пол. Если вы тоже хотите написать колонку для «Собака.ru»