Войти в почту

Смыслы недели: ответственность Путина, бюджет с лишними деньгами и новый KPI для чиновников

Лишние деньги Депутаты Госдумы утвердили бюджет на ближайшие три года. Документ закрепляет финансирование президентских нацпроектов и дает возможность продолжать накапливать резервы в Фонде национального благосостояния. На этот раз главный финансовый документ страны предполагает профицит в 4 трлн рублей. Однако к «лишним» деньгам в бюджете многие эксперты относятся скептически. Парламентская оппозиция в лице эсеров и коммунистов ожидаемо проголосовала против законопроекта. Партия власти наоборот утверждает, что этот бюджет станет самым социальным за последние годы. Нам удалось пообщаться и с критиками нового бюджета, и с теми, кто активно его поддерживает. Комментирует экономист, финансовый аналитик Владислав Жуковский: «Принятый бюджет ставит крест на выполнении майских указов президента. Этот документ консервирует технологическую отсталость страны, социальную несправедливость, подавляет инвестиции. Бенефициарами бюджета являются госаппарат, финансовые спекулянты, силовики и средства массовой пропаганды. У нас на ближайший год совокупные расходы на образование, здравоохранение, культуру, кинематограф и спорт меньше, чем совокупные расходы федерального бюджета на функционирование госаппарата. Мы суммарно тратим на всю огромную армию чиновников, на госзаказы больше денег, чем на развитие человеческого капитала. В бюджете заложен совокупный профицит больше 4 трлн рублей. Это пир во время чумы. Профицит будет получен за счет конфискации пенсионных накоплений населения, повышения НДС, повышения акцизов на горючее, повышения пенсионного возраста. Вроде нам говорят, что в стране денег нет, нужно держаться, и мы не можем повышать прожиточный минимум, но при этом мы видим этот профицит. Деньги есть на самом деле, но не про нашу честь. Они пойдут на финансирование банков, долги олигархов. Одновременно с этим в бюджете запланировано увеличение Фонда национального благосостояния на 9 трлн рублей и увеличение государственных займов. Это финансовая афера. У нас профицит в 4 триллиона, ФНБ на 9 триллионов вырос, а государство решило увеличить госдолг с 14 до 20 трлн рублей. Это какая-то неадекватность. Здесь уже надо привлекать правоохранительные органы. Это подачка госбанкам и финансовым спекулянтам. По силовикам ситуация не меняется, у нас увеличивается доля закрытых статей бюджета. Сегодня их уже около 20%. Реального контроля за этими средствами у общественности нет. В этом бюджете зарабатывают сами чиновники». Комментирует депутат ГД РФ Андрей Исаев: «Это, безусловно, более социальный бюджет, чем предыдущий. Самое главное, что это бюджет начала реализации майского указа президента. На цели национального развития, которые определены указом, планируется потратить 13 трлн рублей. В бюджете этого года запланировано более 6,5 трлн рублей. Это цели, связанные с решением огромного количества важнейших проблем, например, ликвидации третьей смены в школах или строительства фельдшерско-акушерских пунктов и оснащения сельских районов передвижными медицинскими пунктами. В бюджете фонда ОМС заложены средства на привлечение на село медработников. Большие средства заложены на создание комфортабельной городской среды, строительство дорожной инфраструктуры. Предполагается, что в следующем году будет сделано 90 тысяч километров дорог. Все это подчеркивает социальный характер бюджета. Профицит бюджета необходим для того, чтобы выполнить исполнение государством всех социальных обязательств. В мире непростая экономическая ситуация. Ряд видных экспертов предсказывает новый финансово-экономический кризис. На Россию оказывается давление, в том числе с помощью санкций. Мы считаем, что формирование резерва в Фонде национального благосостоянии гарантирует исполнение государством социальных обязательств при любой экономической погоде». За все отвечает только один Хоть, как выясняется, лишние деньги у страны есть, но население продолжает выражать недовольство социально-экономической политикой государства. И речь не только о протестах. «Левада-центр» на этой неделе опубликовал исследование, согласно которому почти две трети жителей страны возлагает ответственность за внутренние проблемы в России на Владимира Путина. Кажется, что это тревожный звоночек для Кремля. С другой стороны, возможно это оборотная сторона нашей президентской формы правления, когда и успех, и неудачи государства являются «заслугой» исключительно президента. Также многие эксперты связывают подобные настроения с поствыборной одышкой и непопулярными реформами правительства. О чем прежде всего стоит задуматься населению и властям в данном случае? Комментирует политолог Илья Гращенков: «Каждый режим имеет свои слабые и сильные стороны. Демократические режимы более гибкие, способные к перестройке, выдерживают нагрузки, «амортизируя» политическое давление. Но за это приходится платить слабой управляемостью, нужно быть игроком системы, а не ее оператором. С автократическими режимами проще, здесь управляемость сосредоточена в руках операторов системы, однако амортизировать она не умеет, так как она «жесткая» и от политической нагрузки трескается и разрушается. Сейчас происходит очевидное: пройдя стадию эскалации (Крым, «русская весна», выборы Путина) и максимально допустимых рейтинговых показателей в 86%, система начала терять поддержку снизу. Российский электорат устроен бинарно: он либо все одобряет, либо всем недоволен. Эти два его состояния являются векторами для политической системы, либо формируется запрос на стабильность (правый вектор), либо запрос на справедливость (левый вектор). Сегодня Путин теряет рейтинг, так как в нем видели гаранта стабильности, которая начала исчезать. Резкое падение – фактор «отвала» той части электората, которая консолидировалась вокруг Путина через эскалацию (условное противостояние с Западом, вопрос по Донбасу и т.д.), его «ядерный электорат» будет таять гораздо медленнее. Если Путин сменит вектор собственной политики, например, резко «полевев», сменив правительство Медведева на условного Глазьева, дав возможность КПРФ выбрать 20-30% своих губернаторов и т.д., он может немного восстановить уровень своей поддержки». Комментирует политтехнолог Дмитрий Фетисов: «Во время президентской кампании и после нее была сделана активная ставка по линии президента на решение внутренних проблем. Президент начал много об этом говорить, начал более активно этим заниматься, а тема внешней политики отошла. Все неудачи во внутренней политике стали проецироваться на президента. Тут сыграла свою роль пенсионная реформа. И нельзя пройти мимо того факта, что президент активно подключился к ней. Это все сыграло свою роль. Раньше все-таки недовольство положением внутри дел проецировалось на Медведева, но теперь проецируется на Путина. Страшного тут для Кремля ничего нет с учетом того, если последуют позитивные изменения в ближайшем будущем, если люди увидят реализацию новых майских указов». Отчеты больше не показатель Решать проблемы с недовольством населения положением дел в стране взялся снова лично Путин. Он провел первое после президентских выборов заседание президиума Госсовета. Главной темой обсуждения стало выполнение майского указа и национальных проектов. В центре этих проектов не абстрактные цифры, а вопросы, волнующие каждого человека – зарплаты, здоровье, долголетие, качество жизни как таковое. Нацпроекты становятся новым этапом модернизационной политики России. Путин призвал всех членов президиума Госсовета обеспечить «прорыв» с помощью нацпроектов, отказаться от привычного измерения «средней температуры по больнице» и принципов ведения отчетов чиновниками, когда на бумаге все экономические показатели выполнены, а люди на территории никаких улучшений не ощущают.«Собственно говоря, дело не в указе и дело не в нацпроектах, в которые упакована наша совместная работа по достижению известных и необходимых для страны показателей. Дело в результатах этой работы в будущем. Нам нужны конкретные результаты, людям нужно конкретные результаты», – резюмировал президент. Очевидно, что Путина больше не устраивают бравурные рапорты чиновников с мест, он хочет видеть реальные результаты работы. И в этом плане Госсовет приобретают значительную роль в согласовании политики федерального центра и регионов в реализации нацпроектов. Недаром, заседание президиума проходило в расширенном составе и в новом формате – с привлечением ключевых экспертов в области экономики и госуправления. В частности, во встрече приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау, глава Сбербанка Герман Греф, руководитель ВЭБ Игорь Шувалов, президент РСПП Александр Шохин. Теперь каждый проект рассматривается главами регионов, экспертами и ответственными членами правительства. Примечательно также, что руководителем рабочей группы Госсовета по национальным проектам стал столичный градоначальник Сергей Собянин. Темп президент задал серьезный, но смогут ли чиновники на местах его поддержать? Комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин: «Сейчас есть две концепции у чиновников, как отчитываться. Одна из них им очень сильно не нравится – это степень удовлетворенности населения текущей ситуацией. А вторая концепция, которой они все больше придерживаются, предполагает рапорты о достижениях в экономике. Неважно, манипулируют ли они там статистикой или нет. Но в итоге рождается вилка, которая породила то же серьезное недовольство в Приморье, когда отчитываются об абстрактном росте инвестиций, а люди на себе улучшений не ощущают. Коллеги-политологи выпустили доклад, что сегодня губернаторы акцентируют внимание не на социальной проблематике, а на абстрактных экономических показателях. Появляется крен в сторону отрыва от реальности. Путин дал понять, что ему это не нравится, что надо смотреть на степень социального самочувствия. Другой вопрос, как это замерять, и возможны ли тут приписки». Комментирует политтехнолог Андрей Колядин: «Чиновники начали говорить о каких-то нюансовых факторах, которые идут в плюс именно на их территории. У кого-то это строительство, у кого-то открытие детских садиков и так далее. Все очень позитивно, но сегментарно. Все говорят о Путине и о майских указах. Вот, например, Азаров в Самарской области 11 раз упомянул Путина пока отчитывался о проделанной работе. Они стараются отчитаться, но отчитаться комплексно сложно. У них ни ресурсов, ни знаний не хватает, чтобы последовательно эти указы реализовать на территории. Я думаю, что способы отчитываться найдут и новые критерии тоже. Я всегда с интересом наблюдал за критериями отчетности губернаторов. Они менялись от 9 пунктов до 262, если я не ошибаюсь. То есть в разные периоды времени по разным пунктам отчитывались губернаторы. И в этот раз придумают. Сейчас возьмут основные направления майских указов. Разобьют их, сделают KPI. Это всегда помогало. Когда такое было, что чиновник себя ругал?! Всегда находился способ быть самым лучшим. Все равно кто отчитывался – друг степей калмык или представитель нефтеносных регионов. В одном случае были прекрасные показатели, и в другом». Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Смыслы недели: ответственность Путина, бюджет с лишними деньгами и новый KPI для чиновников
© РИА "ФедералПресс"