Войти в почту

У россиян появится единый цифровой профиль

Более половины россиян, по данным Национального агентства финансовых исследований, считают, что их личные данные в Интернете не защищены. При этом 62 процента сограждан убеждены, что ответственность за защиту этих сведений должны нести государство и интернет-компании. Как обеспечить сохранность такой информации в Сети? Об этом говорили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты». Интересы пользователей и компаний могут совпадать В марте 2018 года стало известно, что данные 50 миллионов пользователей социальной сети Facebook оказались в распоряжении одной из компаний, которая занималась составлением психологических портретов избирателей США. Проблема актуальна и для нашей страны — в прошлом году соцсеть «ВКонтакте» подала в московский Арбитражный суд иск к нескольким агентствам, требуя обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг. Информация о потребителях нужна бизнесу в первую очередь для того, чтобы увеличивать объёмы продаж. Используя данные о клиентах, компании получают возможность предложить клиентам наиболее релевантные продукты в наиболее удобное для покупателей время и через как можно более эффективный канал, рассказала ответственный секретарь экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме Алла Довгань. Кроме того, предприниматели заинтересованы в снижении процента невозврата кредитов за счёт повышения качества оценки заёмщика и создании новых продуктов на основе так называемого портрета клиента. В этом им тоже помогают личные сведения. Вместе с тем пользователи, хоть и хотят найти нужные товар как можно быстрее, но возражают против несанкционированного распространения информации о себе. «Тем не менее можно найти схему, при которой будут удовлетворены запросы обеих сторон этого процесса, — считает эксперт в сфере IT-технологий Юлия Богачёва. — Это создание единой безопасной системы обмена данными, которая выступит своего рода агрегатором. Речь идёт о ситуациях, когда одна компания знает, к примеру, возраст клиента, другая — его доход. Кооперируясь, они могут обогатить свои знания о потенциальном клиенте». Эксперт напомнила, что не так давно Минюст зарегистрировал Ассоциацию участников рынка больших данных — на её площадке эксперты рассчитывают создать такую платформу с использованием единого цифрового профиля гражданина. Ранее о разработке концепции цифрового профиля гражданина, который обеспечит обмен данными между потребителями и поставщиками данных, заявляли в Центробанке и Минкомсвязи: новый инструмент обеспечит легальный обмен данными между потребителями и поставщиками сведений с использованием единого «технологического ID». Предпринимателям будут прививать культуру цифровизации Идентификации человека в новых реалиях посвящён и Национальный проект «Цифровая экономика», рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов. «В его рамках подготовлен план приоритетной законотворческой деятельности, который содержит девять законодательных инициатив», — отметил депутат. Их можно условно разделить на несколько блоков: первый призван определить основные приоритеты в идентификации личности — речь идёт о документах, которые касаются облачной цифровой подписи. Этот инструмент даст россиянам возможность вести электронный документооборот в любой точке мира с любого устройства. Второй блок инициатив касается актов в сфере финансовых технологий, в частности регулирования краудфандинга и ICO. Наконец, третий — это законопроекты, которые предлагают стимулирующие меры, в том числе для частных инвесторов. «Сказать, когда будут рассмотрены инициативы, сейчас нельзя — на них требуется заключение Правительства. По его итогам, ориентировочно через месяц, мы вернёмся к этим вопросам. Но до нового года они приняты не будут», — пояснил Сазонов. В целом в стране пока не сформировалась система доверия к обмену информацией — способы идентификации меняются довольно часто, а сотрудники компаний ещё недостаточно информированы о стандартах сетевой безопасности. Поэтому сегодня, по словам парламентария, одной из важнейших задач должно стать развитие соответствующих образовательных программ. Именно низкий уровень информированности о возможностях цифровых технологий мешает переходу бизнеса на цифровую модель, подчеркнул он. В этой связи Сазонов предлагает сфокусировать госпрограмму по развитию цифровой экономики в том числе на формировании и поддержке культуры цифровизации предпринимательства.

У россиян появится единый цифровой профиль
© Парламентская газета