Выставки недели: выбор «Артгида». Ноябрь 2018
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018 Новая Третьяковка до 27 января 2019 Ради этой выставки Третьяковская галерея объединилась с Художественным музеем Эстонии и несколькими частными коллекционерами. В ее основе — собрание, которое перешло к Третьяковке после слияния с Государственной картинной галереей СССР, располагавшейся в здании на Крымском Валу, в 1986 году. Здесь есть как работы советского периода, так и живопись, графика и скульптура мастеров эстонского модернизма довоенных лет, а также произведения современных художников. Наиболее любопытны из них — авангардное сообщество «Группа эстонских художников» и тартуское объединение «Паллас», из которого выросла одноименная школа. [Подробнее] Пабло Пикассо. Материнство. Фонтенбло, лето 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид. © Succession Picasso 2018 Пикассо & Хохлова Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 3 февраля 2019 Ольга Хохлова познакомилась с Пабло Пикассо весной 1917 года в Риме, где антреприза Сергея Дягилева готовила к постановке балет «Парад». Она была первой официальной женой и главной моделью художника, с именем которой связан неоклассический период в его творчестве (как известно, Хохлова хотела «узнавать себя на портретах»). Они были вместе до тех пор, пока Пикассо не пресытился семейным благополучием и не увлекся в 1926 году 17-летней Мари-Терез Вальтер. Впервые выставка, посвященная Хохловой, прошла в парижском Музее Пикассо в прошлом году. Экспозицию в Москве дополняют вещи из фондов Пушкинского музея, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы, и архивные материалы из фонда FABA. [Подробнее] Михаил Шемякин. Два кокона. 1998. Смешанная техника, холст. Courtesy Московский музей современного искусства Метафизическая мастерская Михаила Шемякина Московский музей современного искусства на Гоголевском до 27 января 2019 Михаил Шемякин — скульптор и художник, был выслан из СССР в 1971 году, жил во Франции, а после в США. Автор монументов Петру Великому и жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге, нескольких театральных постановок, телевизионных проектов («Воображаемый музей Михаила Шемякина» на канале «Культура») и эскизов к кукольному мультфильму «Гофманиада». Его персональную выставку в ММОМА курирует Алексей Трегубов — театральный художник и дизайнер. Ретроспектива объединяет скульптуры, рисунки, живопись, театральные эскизы, а также ранее не выставлявшиеся работы художника. [Подробнее] Courtesy Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева Последний адрес / 5 лет Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева до 16 декабря Проект «Последний адрес» существует в виде металлических табличек с именами жертв репрессий, которые устанавливаются на стену дома, где жил человек до ареста. Сам знак спроектировал Александр Бродский, а проект придумали журналист Сергей Пархоменко и глава общества «Мемориал» Арсений Рогинский вместе с коллегами. Выставка в честь пятилетия «Последнего адреса» представляет собой видеоинсталляцию: это лабиринт из видео, аудио и анимации, над которым работали архитекторы Надя Корбут и Кирилл Асс, наполненный документальными зарисовками от режиссеров Елены Ваниной и Кирилла Кулагина. [Подробнее] Карина Гриффит. Мы называем это любовью: оппозиционный показ. 2018. Фото: Luisa Jürgens. Courtesy Московский музей современного искусства Дистрикт Берлин. Школа без центра Образовательный центр ММОМА в Ермолаевском переулке до 25 ноября Последние выходные работает экспериментальный проект Гёте-Института и MMOMA, осмысляющий изменения в структуре современного искусства Германии и России. Художественный центр District в Берлине функционирует как место для междисциплинарных исследований, где художественные и кураторские практики вступают в диалог с научными, образовательными и активистскими. В выставке принимают участие российские и зарубежные художники, размышляющие о педагогике свободы, переменах, совместном обучении и «отучении». [Подробнее]