Ломбардцы в Москве
Верди — величайший мастер оперного жанра. Как истинный гений, он безошибочно чувствовал и видел жизнь в любом ее проявлении. И, что исключительно важно, он сознательно использовал эти качества для достижения просчитанного им самим собственного успеха. Его оперы точно попадали в социально-политический контекст Италии, бурлящей от желания национальной независимости и объединения. В 1842 году 29-летний композитор имеет первый настоящий успех. В миланском театре "Ла Скала" поставлена опера "Набукко" со знаменитым хором пленных евреев, который распевают по всей стране борцы за независимость Италии. В следующем 1843 огромный успех новой оперы "Ломбардцы в Первом крестовом походе" выдвигает Верди на позицию первого композитора Италии. А в 1847 гениальная интуиция композитора, не лишенная практической смекалки, делает "ход конем", точнее ход в "Иерусалим". По заказу, на минуточку, парижской Гранд Опера Верди не пишет новую оперу, а неожиданно переделывает свою итальянскую версию "Ломбардцев" на французскую — "Иерусалим". Он умело подгоняет ее под "стандарт" Большой французской оперы, установленный Джакомо Мейербером, и, не потеряв достоинств своего шедевра, утоляет вкус французской публики. Руайе и Ваэз создают французское либретто, с ярким героико-драматическим сюжетом, мощной любовной линией, с сильными драматическими характерами персонажей. А в партитуре композитор ставит свое фирменное факсимиле: красочная оркестровка, блестящие хоровые номера, бельканто сольных партий, мелодическая красота музыкального материала. Фото: Александр Гайдук Этот французский вариант оперы Верди и был представлен в Концертном зале Чайковского впервые за 171 год своей истории. Премьера "Иерусалима" в Москве — самый значительный проект Центра Оперного Пения Галины Вишневской в 2018 году. Художественный руководитель Ольга Ростропович соединила музыкой Верди признанных мастеров международной оперной сцены с солистами Центра Оперного Пения под руководством выдающегося интерпретатора оперных произведений, специализирующегося на исполнении опер Верди и Пуччини, Даниэля Орена. Грандиозный дух большой оперы присутствовал на сцене, прежде всего, в самом маэстро Даниэле Орене, который дирижировал невероятно выпуклыми жестами, прорисовывая сочными штрихами линии развития музыкальных фраз. Крупными мазками он накладывал гармонические краски, добиваясь мощных фортиссимо у хора и оркестра, добавляя громкости звучания драматический накал происходящего. Дирижер создал ощущение знаменитой Арены ди Верона под открытым небом, масштаб которой требует двойных составов оркестра, хора, усиленного привлечения внимания и укрупненной подачи материала. Действие оперы начинается в 1095 году в Тулузе, в год Клермонского собора, заканчивается четыре года спустя в Палестине. "Иерусалим" — первый пример обращения к теме религиозных войн в мировом оперном репертуаре. Для видеооформления, сопровождающего исполнение оперы, художник Вадим Дуленко выбрал пламенеющие витражи готических соборов, яркие орнаменты арабских дворцов, картины на сюжеты крестовых походов и столкновениях христиан с мусульманами. Фото: Александр Гайдук Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев расставил иностранных солистов, исполняющих ведущие партии Гастона, графа Тулузского, Роже, Елены, на сцене, а российских вокалистов, поющих Изауру, оруженосца, папского легата, герольда, эмира, на галерее над сценой. Логично в смысле первого и второго плана, а также некоего пиетета в сторону мастеров-гастролеров. Марк Лао (Гастон) и Даниэла Скиллачи (Елена) по первым фразам сразу обнаружили красоту своих тембров. Классический переливчатый тенор с высокой тесситурой и сильнейшее сопрано прекрасно слились в дуэтах. Скиллачи покорила зал своей Молитвой. Ее голос сначала тоненькой струйкой проникал на "верхушки", обеспечивая чистоту интонации, а затем утверждался на них, наливаясь силой и богатством тембральных красок. А блестяще исполненная Скиллачи виртуозная ария решительной Елены вторично покорила мастерством владения голосовым аппаратом, упругой опорой на звук и невероятной силой. Сопрано легко перекрывало и накрывало всю мощь оркестра с хором. Микеле Пертузи (Роже) актерски убедительно представил своего сложного героя. Его бас передавал психологические оттенки противоречивых чувств грешника-праведника. Бас солиста Геликон-оперы Дмитрия Скорикова (папский легат) густо рокотал, насыщая фразы темно-медовым тембром. Максим Сажин (оруженосец) владел своим образом, передавая голосом воодушевление преданности и печаль сострадания. Маэстро Даниэль Орен вел всех солистов очень подробно, показывая агогику фраз, формируя динамику и характер музыки. Во время кульминаций он был неистов. Было еще и другое во время исполнения, не менее впечатляющее. В моменты, где не требовалось molto grandioso, маэстро низко склонялся к дирижерскому пульту и заставлял оркестр и хор демонстрировать тишайшее пианиссимо. В этой динамике выразительно прозвучали сцена восхода солнца в оркестре и хор пилигримов a capella. Наши заслуженные коллективы Большой симфонический оркестр им. Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и Хоровая капелла им. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк) — высочайшие профессионалы, в очередной раз подтвердившие свое мастерство. Все эти "бриллиантовые фенички" стиля Верди, уже сформированные на момент создания "Иерусалима", которые засверкают в его будущем золотом фонде — "Аиде", "Травиате", "Риголетто" и прочих — были исполнены оркестром и хором со знанием дела. А это: аккомпанементы pizzicato струнных, мягкие звуковые "подушки" оркестра, героические хоровые номера и вся специфика оперного почерка Верди. Фото: Александр Гайдук Роскошная музыка оперы "Иерусалим" Джузеппе Верди, вновь пережившая такую запоздалую российскую премьеру, волновала и вызывала сильные эмоции, погружая в дивный мир итальянской оперы. Исполнение грандиозного произведения Верди в Москве открыло для слушателя новую грань западно-европейского искусства, претендуя на статус исторического музыкального события во всех смыслах.