Войти в почту

Мировой опыт: лучшие урбан-решения Лондона

В начале ноября 11 молодых архитекторов и урбанистов, выигравших грант Института «Стрелка» и отдела культуры и образования посольства Великобритании, отправились в поездку UK STUDY. В течение недели они встречались с авторами лучших английских общественных пространств Muf architecture, посещали молодые бюро и ходили на экскурсии с профессором Лондонской школы архитектуры. По мотивам поездки участники тура выделили главные особенности местной городской среды: придомовые cады, ненавязчивая навигация и множество просто приятных деталей. О них - в материале Strelka Mag. небанальное озеленение Более 47% территории всего Лондона занимают зеленые зоны. Для сравнения, в Ливерпуле – только 16,4% . Хотя и там, и там действуют стратегии по озеленению: «London as a National Park City» и «Liverpool City Green Infrastructure». Помимо скверов, секретных садов, парклетов, аллей и парков в привычном понимании, по всему Лондону разбросаны зеленые изгороди и стены, заросшие вьюнами. Придомовые сады — отличительная черта не только Лондона, но и всей Англии. Несмотря на нехватку пространства в целом, местные жители находят возможность озеленить все вокруг своего жилища. Они делают клумбы, сажают вьюны или ставят растения в вертикальных контейнерах. Заборы встречаются редко, вместо них — кованые ограды или живые изгороди. В 2013 году мэр Лондона Борис Джонсон поставил цель открыть 100 покет-парков по всему городу. Это заняло около двух лет и стоило около двух милионов фунтов. Исследование, проведенное Университетом Восточной Англии, показало, что близость к зеленому пространству увеличивает цены на жилье до 30%. В новых жилых районах Лондона чаще всего нет парковок, вместо них предусмотрены покет-парки. Листву там не убирают и не сжигают. До метро или железнодорожной станции можно дойти пешком, поэтому нет необходимости иметь машину. Территория в таких районах принадлежит жителям, находиться там безопасно и комфортно. Многоуровневость Лондон расположен на холмистой местности, что сильно отражается на архитектуре города. В жилых домах есть подвальные помещения с выходом во внутренний сад — «lower ground floor garden». Кроме того, в Лондоне власти не разрешают увеличивать высоту здания или делать пристройки. Состоятельные жители придумали другой способ расширять жилое пространство: они обустраивают подвальные помещения. Поэтому около домов часто встречаются лестницы, ведущие вниз, ниже уровня дороги, где, как правило, располагается маленький садик. На тротуарах можно увидеть стеклянные плиты в брусчатке, через которые в подвал попадает свет. инфроструктура для мусора Власти и жители Лондона стремятся поддерживать чистоту в городе. Кормить голубей на площадях запрещено, на фасадах некоторых зданий установлена защита от птиц, а для владельцев собак стоят специальные урны. Жители занимаются сортировкой мусора и утилизируют батарейки. Через специальное приложение горожане могут связаться со службой уборки улиц и сообщить о возникшей проблеме. Во время дождя вода не задерживается на дорогах и не образует лужи, а уходит в канализацию по хорошо организованным ливневкам. Ненавязчивая навигация Несмотря на то, что вдоль дорог Лондона можно встретить множество указателей и табличек с навигацией, улицы не выглядят пестро. Правила движения, дорожная разметка и указатели рифмуются друг с другом и с контекстом улиц. Например, навигация по пешим маршрутам города — Jubilee walkway, Jubilee ring и Greenway — встроена в мощение. В Лондоне много умных светофоров SCOOT, которые реагируют на изменение трафика. В качестве дорожной разметки используют надписи: «bus stop», «school», «keep area clean», «only horses». В районе Южный Кенсингтон существует общая для машин и пешеходов улица — Exhibition road. Тут находятся крупные музеи и академические учреждения. Район в 2003 году перестроила архитектурная фирма Dixon Jones. Пешеходы получили там приоритет, а машины передвигаются с низкой скоростью. ПАБЛИК-АРТ – везде Креативный сектор вносит большой вклад в экономику Великобритании: в 2016 году кино, театр, архитектура, реклама, музеи, сфера ИТ, музыка и изобразительное искусствоон принесли стане 91.8 миллиардов фунтов. В сорока музеях Великобритании – бесплатный вход, но можно оставить добровольное пожертвование. Среди них галереи Тейт, Британский музей и Музей Виктории и Альберта. Все привыкли называть Лондон – столицей уличного искусства. Граффити в городе считаются незаконными, поэтому работы часто закрашивают. Но еще чаще власти закрывают на них глаза. Один из факторов, который повлиял на лояльность государства к уличному искусству — популярность Бэнкси. детские площадки не поторяют друг друга В парках и спальных районах Лондона много детских площадок. Как правило, они сделаны из природных материалов, встроены в рельеф и имеют свой уникальный сценарий игры. Например, в Сент-Джеймсском парке детская площадка собрана из валунов, на которых играют дети. Главная особенность местных детских площадок в том, что ни одна не похожа на другую: есть и для игр с песком или водой, и для взаимодействия со звуком, и для лазанья. На площадках высаживают колючие растения, шершавые и разноцветные. Так через тактильный и визуальный контакт дети изучают окружающий мир и учатся взаимодействовать с ним. поэтпаная Реконструкция В Великобритании практикуется поэтапное строительство. Например, во время ремонта тротуара, его перекрывают частями, так, чтобы для пешеходов всегда оставалось место. Такие работы длятся гораздо дольше, но проходят чище. gov.uk | район Кинг-кросс Последние десять лет в Лондоне проводят несколько долгосрочных реорганизаций районов. Самый масштабный — редевелопмент Кингс-кросса, который начался еще в 2001 году. Сегодня неблагополучный привокзальный район стал одним из самых современных в городе. Сам вокзал обновили с вниманием к историческому наследию. В 2018 году компания WilkinsonEyre завершила строительство элитных жилых домов в бывших газгольдерах, сконструированных в 1867 году. Сюда же переехал Лондонский университет искусств и колледж Сент-Мартинс. Детали в городе Еще одна отличительная черта Лондона – внимание к деталям. Маленькие таблички или указатели аккуратно встроены в конструкции тротуаров. Плитка уложена узорами или разбавлена другими видами покрытия. Чаще всего это несет какую-то функцию, но иногда имеет только эстетический характер, создавая ощущение заботы о городе.

Мировой опыт: лучшие урбан-решения Лондона
© Strelka Magazine