В чем отличие ангела от архангела
Слово «ангел» из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью. Однако в христианстве существует целая богословская дисциплина, изучающая природу и сущность ангельского мира – ангелология. Кто такие ангелы? Основной источник сведений об этом мире — Священное Писание и совокупный опыт христианских святых, отраженный в Предании Церкви – Божественное Откровение. Слово «ангел» — греческое и означает «посланник», ведь согласно христианскому учению, одно из главных предназначений ангелов – служить духовному спасению людей. Когда именно Бог сотворил ангелов в Писании не указано, но принято считать, что они были созданы прежде всего живого. И в Ветхом, и в Новом Завете мы читаем о явлении ангелов людям и об их действии. Один из известных эпизодов, нашедший даже отражение в мировой художественной культуре – Благовещение, когда архангел Гавриил был послан к Марии, возвестить о том, что Она станет Матерью Спасителя. Действуют ангелы как наделенные разумом и свободой существа, также имеющие образ Божий. В Священном Писании и святоотеческих текстах их именуют «бесплотными духами», относя к «невидимому» миру, однако, они способны принимать видимый образ, чтобы общаться с людьми. Природа их совершенна, что обусловлено близостью к Богу. У них совершенный разум, но ангелы не обладают всеведением. По мнению многих святых отцов, этих создания уступают человеку в том, что не способны творить. Иерархия Первым, кто наиболее обстоятельно попытался изложить устройство ангельского мира, был ученик апостола Павла – Дионисий Ареопагит. Своим трактатом «О небесной иерархии» он, фактически, заложил основы ангелологии. В этом труде он описывает христианские представления об ангельской иерархии, целью которой, по его мнению, является уподобление Богу и единение с Ним. Ареопагит выделяет в своем сочинении девять чинов ангельских – по три в каждой триаде. Все девять имеют своё назначение в мироустройстве. Первая, самая высшая триада, это Серафимы, Херувимы и Престолы, вторая – Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Серафимы, Херувимы и Престолы О Серафимах (с древнееврейского «сараф» — «пламенеющие») известно из Книги пророка Исайи, где упоминается, например, что имеют они по шесть крыльев. Дабы очистить уста Исайи для будущего пророческого служения, один из серафимов обжёг их горячим углем от жертвенника. Этот ветхозаветный образ стал одним из популярных сюжетов в христианской культуре – можно, к примеру, вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Серафимы призваны передавать «огонь» любви к Богу в человеческие души, очищая их. О Херувимах написано в Ветхом завете, что один из них охранял путь к дереву жизни. Для Серафимов Бог является прежде всего источником высшей Любви, для Херувимов же – Разума. По Преданию, они заняты постижением и прославлением Божией Премудрости. Престолы – третий чин. Согласно Преданию, это ангелы, созерцающие и прославляющие Бога как Творца и Вседержителя. Господства, Силы и Власти Господства – четвертый чин. Их миссия – постижение Промысла и заботы Божией о мире. Священномученик XX века, епископ Серафим (Звездинский) в книге «Ангелы» пишет: «Созерцая Бога как Промыслителя (…) Господствия и людей научают устроять сами себя (…) научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями». Силы и Власти – ангелы пятого и шестого чина, свидетельствующие о силе Божией, творящей чудеса, превозмогающей законы природы, и о власти Его, побеждающей силы тьмы. Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами. Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней. Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу. Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Архангела Михаила называют также Архистратигом — то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.