Эксперт - о национальных конфликтах: «Бич Зауралья – безработица и нерешенные противоречия»
Сибайский карьер - едва ли не единственное крупное предприятие в Зауралье Этой осенью башкирскую глубинку потрясли два громких скандала. В обоих случаях народные разборки были щедро приправлены нелюбовью к представителям других национальностей. Социолог Ильгиз Султанмуратов объяснил Ufa1, что же на самом деле кроется за межнациональными конфликтами. Пролетарии, объединяйтесь Первый дебош произошел в Баймакском районе в селе Темясово. Ночью 30 сентября в дежурную часть по Баймакскому району позвонили медики и рассказали, что к ним в больницу доставили мужчину из села Темясово с ножевыми ранениями. Предыстория разборок оказалась до банальности проста. На местный карьер приехали работать мужчины из Чечни. Работяги жили рядом с местом работы в вагончике, а в тот вечер пришли в кафе поужинать. Когда брали шаурму, на всякий случай поинтересовались, какое мясо завернули в лепешку – есть свинину, дескать, им не позволяет вера. Но официантка решила не вдаваться в подробности, и отделалась грубым: «Что дали, то и ешьте». Парни разломили пирожок, а увидев внутри запрещенное мясо, сгоряча кинули его в официантку. Та позвонила брату и заявила, что на нее напали чеченцы. Брат приехал с группой поддержки, завязалась потасовка, в ход пошли ножи. Когда раненого увезли в больницу, а драчунов - в участок, темясовские парни подняли сход и пошли выручать своих. Вагончик чеченцев сожгли, а в полиции сказали, что приезжие иностранцы сами во всем виноваты – затеяли драку из ненависти к башкирам. Второй инцидент случился утром 10 ноября под Сибаем: в кафе подрались двое местных жителей. Их задержала полиция, но очевидцы рассказали, что это далеко не все участники потасовки: дескать, понаехавшие в город курды избили сибайских парней. Около 300 горожан стихийно собрались на главной улице города, расселись по машинам, и с криками: «Наших бьют!» поехали к кварталу, где живут курды. Хорошо, что бить не стали - светили перепуганным людям фарами в окна и неистово жали на клаксоны. «Были готовы устроить самосуд» Когда наутро сибайцы поостыли, поняли, что происходящее больше похоже на спланированную травлю. - Я только «за», чтобы проводить сходы граждан, обсуждать вопросы, которые принесли бы пользу для республики и населения: о занятости молодежи, улучшении жизни, как бороться с пьянством, как возродить былую силу народного сельского хозяйства, - на следующий день рассуждал в местном паблике образумившийся мужчина. - А что происходит сейчас? Через соцсети и другие мессенджеры начали призвать башкир на помощь: «Наших бьют! Полиция продажная!». Собравшиеся были готовы устроит самосуд. Хорошо, что полиция предоставила достоверные сведения по факту конфликта в кафе. Наш Альберт сам оказался зачинщиком драки. А если бы не было видео... Страшно подумать, что произошло бы. Мнение эксперта Башкирия – республика интернациональная. Столетиями бок о бок жили башкиры и русские, татары и белорусы, мордва и чуваши. И не просто жили – дружили, вместе играли свадьбы и растили детей. Так почему же вдруг в Зауралье коса нашла на камень? На этот вопрос Ufa1 ответил социолог Ильгиз Султанмуратов. - У нас, по сравнению с другими регионами, наоборот, царит атмосфера дружелюбия и межнационального согласия. Это отмечают опросы не только наших социологов, но и московских. Курдская проблема в Сибае действительно существует, там за 15 лет собралась внушительная диаспора. В свое время были инциденты, с ними работали, а в последние годы проблему, к сожалению, пустили на самотек – вот мы и видим результат. Конкретно в этих двух случаях не нужно смотреть на детали - последнее слово должны сказать правоохранительные органы, много там было и провокационного, и раздутого, - отметил Ильгиз Султанмуратов. - Нужно смотреть фон – неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в тех районах. Проблемы с разработкой каменных карьеров, и с теми, кто там работает, действительно есть, и власти это признали. Безработица – бич Зауралья, практически все мужчины выехали работать на Север, остались только в бюджетной сфере, в школах. В лучшем случае люди находят работу в Уфе и Магнитогорске. То есть представьте ситуацию: приезжие нашли здесь работу, а коренные жители вынуждены уезжать в ее поисках. Было бы неплохо на примере Сибая провести исследование феномена моногородов, не зря их выделяют в отдельную территориальную единицу. Это же мини-государство, городской социум замкнут в своих проблемах, и нерешенные противоречия копятся годами, и прорываются как нарыв. Вопрос надо и с курдской диаспорой решать, и с положением местных жителей. Без вмешательства властей это сделать невозможно.