Побороть свои комплексы. На кого пойти учиться инвалиду в Казани?
О том, как найти себя инвалиду и где впоследствии работать, «АиФ-Казань» рассказали эксперты чемпионата по профмастерству «Абилимпикс», специалисты колледжей и успешные выпускники. Инклюзивный нетворкинг Год назад Ассоциация кадрового менеджмента при содействии минтрудсоцзащиты РТ взялась за проблему трудоустройства инвалидов. «Мы стали общаться с каждым из них, кто захотел трудоустроиться, - рассказывает Светлана Ганеева, президент Ассоциации кадрового менеджмента и идеолог проекта «Ты нам нужен!» с 20-летним опытом работы в сфере подбора персонала и рекрутинга. - На первом этапе это были люди, стоящие на учёте в центрах занятости. Выявилось три типа соискателей». Первый - желающие получить любую работу без каких-то особых требований, им специалисты помогли понять критерии будущей вакансии, второй - люди с «предпринимательской жилкой», которые уже изготовляют какие-то сувениры, поделки, но не знают, как развиваться дальше. Третий - когда человек ничего не хочет, ему комфортно находиться в постоянном поиске работы - как правило, это уже сформированные специалисты старше 35-40 лет с опытом. Тогда и пришло решение обратить взоры на тех, кто действительно имеет мотивацию к развитию. Специалисты поняли, что больше всего таких людей среди выпускников и студентов техникумов и вузов. «Например, в команде моего рекрутингового агентства работают семь сотрудников - это рекрутеры и карьерные консультанты с ОВЗ, и все они уникальные личности, - рассказывает Светлана Александровна. - Двое из них чемпионы в разных видах спорта, есть молодая семья - Иван Журавлёв передвигается на коляске, у Венеры тяжёлая степень ДЦП. Они регулярно прыгают с парашютом, Венера побеждала в конкурсе красоты для девушек с ОВЗ. Бесплатно работаем с социально открытой молодёжью, которая понимает своё призвание, ищет его. В связи с этим мы перестроили свою деятельность, и тогда родился проект «Ты нам нужен!», когда в сотрудничестве с руководством и командой Казанского торгово-экономического техникума запустили массовую работу по всем профессиональным сферам». Цель проекта - чтобы лояльно настроенные работодатели выбрали специалистов из профильных выпускников. Первая встреча состоялась уже в августе этого года, в казанском колледже малого и среднего бизнеса, вторая - на площадке казанского строительного колледжа. Даже такие требовательные работодатели, как руководители строительных компаний, были впечатлены, когда увидели, как ребята с ОВЗ выполняют работы по кирпичной кладке, ландшафтному дизайну. Сейчас проект активно развивается: если на первую встречу пришло 5 работодателей, то на ближайшую, она состоится в Казанском педагогическом колледже, планируют прийти 15-20. По сути, это своего рода нетворкинг, откуда без сотрудника уйти невозможно. Результаты четырёх встреч - 36 интервьюируемых выпускников, из которых уже 9 трудоустроились, их курируют Ассоциация и техникум. Уже отработана методология процесса. Что касается третьей встречи, то она проходила в рамках подготовки к национальному Чемпионату по профмастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» 2018. Ребята показали свои навыки, работодатели оценили их и сделали свои предложения о работе. Многие осознали, чего они хотят - быть наёмным сотрудником или открывать своё дело. Есть мечта - нет ограничений «Впервые за историю «Абилимпикса» все главные эксперты были из среды работодателей, - подчёркивает Оксана Дукс, замдиректора по развитию непрерывного образования профессионального колледжа №41 Казани. - В наше время никаких преград для тех, кто хочет проявить себя, не существует. Когда дети вместе с мамами приходят на дни открытых дверей в колледжи и техникумы, поражаются тем возможностям, которые у них есть. У нас учатся и слабовидящие, и слабослышащие, и ребята с ДЦП, и с заболеваниями сердца, с онкологией. Нет никакого перечня нозологий, который бы ограничивал кого-то в поступлении. Кто-то изначально знает, кем он хочет стать, кто-то понимает это в процессе знакомства с учебным заведением, карьерного консультирования. Бывает, на первые занятия они приходят с мамой, но постепенно становятся самостоятельными, а в учёбе нисколько не уступают сверстникам. Среди них много творческих личностей: красиво плетут, рисуют, сказки сочиняют. В каждой группе на двух курсах у нас сейчас учатся от 12 до 15 человек с ОВЗ. Это около 80 человек только на базе нашего колледжа. Обучение бесплатно, на общих условиях. Я считаю, что мы должны жить в инклюзивном обществе. Работа на дому ограждает от общества, а здесь ребёнок каждый день делает открытия и покоряет свои вершины». Что касается детей с ментальными отклонениями, то учебные заведения готовы их обучать, а вот работодатели брать таких ребят на работу пока не спешат. По крайней мере, без сопровождения тьютора или родителя. «Но эти ребята очень талантливы в творческих направлениях, вышивке, бисероплетении, ландшафтном дизайне, изготовлении кожаных изделий, - рассказывает Светлана Ганеева. - Как специалист, я не вижу разницы между сотрудниками, имеющими ограничения по здоровью и не имеющими. Мы все время за них боимся, а на самом деле всё у них получается прекрасно и работают они отлично, когда, наконец, оказываются вне родительской опеки». Кстати, у проекта «Ты нам нужен!», объединившего колледжи, Ассоциацию кадрового менеджмента при минтруде РТ и работодателей, уже есть единомышленники. Появилась инициатива вести ребят с ОВЗ с самого рождения, работать с родителями, помогать социализироваться. И такая работа уже ведётся, хоть пока и не массово. Хорошо себя зарекомендовал проект «Путь маковки» - социализация через театральное искусство. «У нас в колледже обучаются ребята по таким направлениям, как обувщик, повар, кондитер, садовник (мастер ландшафтного дизайна). Они отличаются пунктуальностью и ответственностью, - делится замдиректора казанского колледжа малого бизнеса и предпринимательства Казани Татьяна Андриянова. - Порой на выпускных работах защищаются лучше остальных, это очень интересная категория студентов. Если у них есть желание, они находят себе дело по душе. Партнёром нашего колледжа является хлебозавод, они проходят там практику, наиболее успешные впоследствии трудоустраиваются. Работают и в частных учреждениях. Например, чемпион прошлого года в «Абилимпикс», наша студентка Анастасия Бабич долгое время работала кондитером в семейном кафе». Мнения выпускников Тимур Галанин, обладатель первого места в чемпионате «Абилимпикс-2018», компетенция «робототехника», студент нижнекамского политехнического колледжа им. Е.Н.Королёва: «Моя специальность «Прикладная информатика». Осваиваю все грани профессии программиста, мне нравится писать программы для робота и управлять им. У меня диабет I типа, и для меня это больше мотивация, чем проблема. Доступность обучения для ребят с ОВЗ - понятие условное. Да, нужно организовать место, где они будут обучаться. Но если у человека нет стремления, то никакие условия ему не помогут. При этом я считаю, что надо помогать выпускникам с ОВЗ трудоустроиться. Это очень ответственные ребята и на работе «выкладываются» на все сто, чтобы не подвести коллег. Главное - быть специалистом своего дела». Галина Овчинникова, фотограф, автор творческого фотопроекта «Друзей не покупают!»: «В 2016 году я окончила профессиональный колледж №41, а сейчас сама преподаю здесь основы фотографии. Мне всегда хочется донести до детей, что решающую роль в их самореализации играет не то, как они выглядят, а их мастерство и профессионализм. То, что у меня хондродисплазия (генетическое заболевание, при котором наблюдается укорочение конечностей при нормальной длине туловища), не мешает мне развиваться творчески, учиться, реализовывать проекты. Когда для одного из этапов «Абилимпикс» мы искали в школах талантливых ребят, которые любят фотографировать, то поразились, насколько это было важно для них. Многие из них - дети-сироты. Один очень стеснительный мальчик получил задание сфотографировать мероприятие, и, преодолев комплексы, вышел на сцену, сделал снимок. Для него это был подвиг. Мне кажется, повысить доступность образования для детей с ОВЗ - задача не только государства, но и родителей. Некоторые родители сами боятся выпустить ребят из-под своего крыла. А поиск работы, по моему мнению, должен происходить уже на этапе обучения. И ещё очень важно, чтобы психологи и другие специалисты помогли детям поверить в себя. Иногда смотришь - ребёнок сверхталантливый, а сильно зажат, боится себя проявить. Другая проблема - страх работодателей - а справится ли такой выпускник с работой? Эти две проблемы нужно решать одновременно.»