Культурный экспорт: как советские артисты захватили Запад

Мы им – сибирские меха и каспийскую икру, они нам – югославские ботинки и венгерский горошек. Мы им – фотокамеры и часы, они нам – магнитофоны и видеокассеты. Мы им – матрешек с балалайками, они нам – баночное пиво и эротическую литературу. Импорт и экспорт в СССР: история великого обмена, грандиозных экономических побед, а порой и скандальных провалов. 1956 год. Королевский балет Лондона прилетает в Москву, а труппа Большого театра, впервые за свою историю, дает концерты в столице Великобритании. Этот культурный обмен был очень важен не только для двух стран, но и для двух миров: капиталистического и социалистического. Этакая надежда на мир в самый разгар «холодной войны». Это были не первые зарубежные гастроли Галины Улановой, но именно они сделали ее знаменитой на весь мир. Многие артисты впоследствии отмечали, что иностранные организаторы относились к ним гораздо более трепетно, чем советские чиновники. Живой товар из СССР Сол Юрок – а на самом деле эмигрант из царской России Соломон Гурков – смог организовать первые послевоенные гастроли советских артистов в Америку. В 1959 году в США и Канаде с аншлагами принимали балерин Большого театра: Галину Уланову, Майю Плисецкую, Екатерину Максимову и Наталию Касаткину. С тех пор советские артисты стали в Америке частыми гостями. Даже в условиях «холодной войны» это было очень выгодное сотрудничество. Западные зрители платили любые деньги, чтобы живьем увидеть певцов и танцоров из «империи зла». А советское правительство остро нуждалось в валюте. Культура на экспорт – дело доходное! «На экспорт шел живой товар: ансамбль Моисеева, ансамбль «Березка», Зыкина, Рихтер, Гигельс, пластинки обязательно, потому что, во-первых, на пластинках можно было услышать концерт Чайковского в исполнении Гигельса. Елена Образцова, Большой театр – вот что любили. И любят до сих пор», – отметила бывший редактор фирмы звукозаписи «Мелодия» Юлия Сапрыкина. Кажется, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов. Не удивительно: там проживали миллионы эмигрантов из царской России. С трепетом к русской культуре относился и Париж, и Лондон. Гастрольбюро – так изначально называлась организация, которая ведала всеми концертными делами советских артистов. В 1957 году ее переименовали в Госконцерт. Чиновники Госконцерта отбирали артистов для заграничных гастролей по нескольким принципам. Один из них – национальный колорит советских республик, который мог быть интересен иностранцам. Но главный принцип отбора на гастроли – популярность. На свои первые зарубежные гастроли артисты выезжали и с восторгом нетерпения, и с опаской. Ведь это был иной мир, который разительно отличался от советских реалий. И не всегда гастроли были радужными. Напряженная политическая обстановка в соцлагере влияла даже на мирных артистов. Beatles из Беларуси В 70-е по всему миру вырос интерес не только к высоким жанрам (опере, балету, классической музыке), но и к советской поп-культуре. Ну а самыми сенсационными стали выступления за рубежом вокально-инструментального ансамбля из Белорусской ССР. Уралец Владимир Мулявин в 60-е приехал в Минск на гастроли, да там и остался. Набрал единомышленников и создал коллектив с патриотическим уклоном. Назвались музыканты «Песнярами». Мулявин не копировал другие ансамбли, не поклонялся западным кумирам. Он пошел своим оригинальным путем: современно и модно аранжировал фольклор. Это стало изюминкой «Песняров». «Была такая обстановка, что нас растаскивали, везде предлагали гастроли, такая популярность была», – вспомнил певец, музыкант, заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Борткевич. К середине 70-х ансамбль достиг вершины успеха: представил СССР в США и собрал там огромную кассу. «Сэт Гарис американский, ему страшно понравилось, он нас с Beatles сравнил и добился того, что мы поехали в Америку. Около месяца мы объезжали 15 южных штатов. Он сделал такую рекламу, что когда мы приезжали в город, нас уже по ТВ показывали как известный музыкальный коллектив в СССР. И есть такой известный музыкальный журнал Billboard, нас на обложку посадили вместе с Beatles и Элтоном Джоном, на обложке написали: «Вторжение русского рока на Запад». Даже не белорусского, русского. Посвятили половину журнала нам», – отметил Борткевич. Турне по Америке было невероятно успешным: репортеры преследовали музыкантов в течение всей поездки. Да и на родине еще год после возвращения мучили расспросами, интервью, съемками. Однако «Песняров» еще не раз выпускали на гастроли – зарабатывать для страны деньги. Ради гастрольных доходов советские чиновники готовы были выпустить за границу даже тех артистов, которые попадали к ним в опалу. За сборный концерт советский артист получал по ставке: в среднем 10-15 рублей. За сольный концерт – вдвое больше. «Наша стоимость была 300, 400, 500 рублей, по-моему, всего коллектива. А собирали мы… Билет стоил три рубля. Если было 5 тыс. народу, то считайте. Приличные деньги зарабатывали Москонцерт и филармония. А если на стадионах, то еще больше. Стадионы собирали полные», – рассказал руководитель ВИА «Самоцветы», народный артист РФ Юрий Маликов. Билет в западную мечту Во время своих первых американских гастролей артисты Большого театра не скучали: их свозили в музей «Метрополитен», на Ниагарский водопад, в гости к кинодиве Бэтт Дэвис и даже в «Диснейленд». Но бытовые условия в поездке вовсе не были радужными. Балерина Майя Плисецкая даже вспоминала про голодные обмороки артистов. Чемодан советского гастролера: красная икра, водка, матрешки, фотоаппарат «Зенит» с отличной оптикой, которая ценилась за границей. Это все – на обмен или продажу. Тушенка, суповой концентрат, чай, сахар в кульке – это для себя. Чтобы сэкономить скромные суточные марки или доллары. На сэкономленные суточные артисты везли в СССР все то, что было на родине в дефиците. Роскошных гостиниц советские артисты тоже не видали – тогда еще не существовало райдеров в их современном понимании. На гастролях важно было не только артистов перевезти и разместить, но и все сопутствующие вещи: костюмы, аппаратуру, инструменты. «Около трех тонн аппаратуры мы все время возили с собой. Колонки, усилители, микрофоны. В демократические страны мы, в основном, выезжали, или на фестиваль. Там, конечно, аппаратура была своя. В зависимости от зала. Если зал большой, то и местную ставили аппаратуру. А так – костюмы, инструменты, аппаратуру возили. Поезд, багажный вагон. Потом, когда уже увеличилось количество аппаратуры, мы заказывали трейлеры большие. И перевозили из города в город», – отметил Маликов. В июне 1961 года произошло невероятное: находясь на гастролях в Париже, молодой танцор Рудольф Нуреев отказался вернуться в СССР. Он стал первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Дальше – больше. В 1974 году во время гастролей остался в Канаде танцор Михаил Барышников. В 79-м не вернулись из Швейцарии фигуристы Олег Протопопов и Людмила Белоусова. С тех пор за большинством артистов присматривали сотрудники КГБ. После Перестройки советские артисты смогли свободно перемещаться по всему миру и требовать любые ставки за свои концерты, не отчитываясь перед Госконцертом. Главное – найти энергичного и относительно честного администратора. И предложить искушенному иностранному зрителю что-то большее, чем советская экзотика, которая быстро выходила из моды. Но это уже совсем другие времена. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Культурный экспорт: как советские артисты захватили Запад
© Мир24