В Болонье проходит фестиваль-ретроспектива "Италия-Россия. Кинороман"
Москва, 13 ноября. В рамках президентской программы Год России в Италии группа компаний ГАЛЕРИЯ в партнерстве с "Культурной Ассоциацией Феликс – кино, мода, дизайн Италия-Россия" и с международным проектом Министерства культуры Российской Федерации РУССКИЕ СЕЗОНЫ с 11 по 14 ноября проводит первый фестиваль-ретроспективу ИТАЛИЯ – РОССИЯ. КИНОРОМАН (16+). Фестиваль представит фильмы, созданные на протяжении нескольких десятилетий в ко-продукции советскими, российскими и итальянскими кинематографистами. "Это сотрудничество, это взаимное тяготение началось после Второй мировой войны, – отметил генеральный продюсер фестиваля Владимир Пирожок, – и продолжается по сегодняшний день. Что подтверждает неизбывную энергию притяжения двух стран и культур". В программе фестиваля – и ретроспективные фильмы, многие из которых стали классикой мирового киноискусства, и работы последних лет, созданные в партнерстве мастеров двух наших стран. Хроника итало-российского киносоюза включает много ярких, незабываемых моментов и судьбоносных пересечений. Великий режиссер Федерико Феллини до конца своей жизни с благодарностью вспоминал Москву, где в 1963 году ему вручили Большой приз фестиваля. Важное место в истории кинематографии наших стран занимает совместное творчество двух гениев – Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского. Их "Ностальгия" – это не просто тоска по несбывшимся надеждам, но и путешествие друг к другу, основанное на взаимном доверии и уважении. Стоит отметить и фильм "Очи черные", снятый по мотивам рассказов Чехова – это бесспорно удачная совместная работа итальянского актера Марчелло Мастроянни и российского режиссера Никиты Михалкова. Начало сотрудничеству в 1964 году положила картина со знаковым названием: "Они шли на Восток" (12+) – первая совместная работа советских и итальянских кинематографистов. Первая честная работа о пути в никуда. Фильм, снятый режиссером Джузеппе де Сантисом, предупреждает: нельзя идти на Восток со злом. Итальянцы и после войны не могли не идти на Восток, не искать приключений в России. Но приносили с собой любовь, добро, познание. Русским нравились итальянское кино и пицца, фиат и мартини, песни Тото Кутунью, Dolce&Gabbana, "дольче вита", "Ювентус"… В том, нашем первом совместном фильме снялся в роли итальянского солдата Лев Прыгунов. Спустя полвека он приедет на фестиваль, чтобы поведать итальянцам XXI столетия, как все начиналось. Фильм предоставлен CSC-Cineteca Nazionale. Реставрация фильма выполнена CN. Ретро программу фестиваля продолжают "Подсолнухи" (12+) Витторио де Сика, где вместе со знаменитой Софи Лорен снялась наша трогательная Наташа Ростова-Людмила Савельева. Но до этого была "Красная палатка", которую поставил режиссер-триумфатор Каннского фестиваля Михаил Калатозов. И в его картине вместе с итальянкой Клаудией Кардинале на съемочную площадку выходили советские актеры Никита Михалков и Донатас Банионис. Все три фильма ретроспективы отсчитывают старт российско-итальянского путешествия. Миссия фестиваля – показать и доказать, что это движение не прерывалось. Никогда. И, если были какие-то пустоты во времени, когда не появлялось совместных работ, поверьте, это иллюзия: диалог все равно продолжался. Шло накопление творческой энергии, и она воплощалась в "Ностальгии" Андрея Тарковского и комедии Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России". Парадокс, но факт: широко известную и любимую у нас комедию не знают в Италии, она не выходила там в прокат. Фестиваль исправит историческую несправедливость и через десятилетия организует премьеру фильма. Приключения итальянцев продолжатся в Италии. Отрадно заметить, что уже в наши дни новые русские актеры со своим талантом и темпераментом ворвались в итальянское кино. На наших глазах рождаются фильмы с участием Ксении Раппопорт, Алексея Гуськова, Ольги Погодиной… В программе фестиваля картина уникальная и впечатляющая одним фактом: "Иоан Павел II: Святой человек" (16+). В главной роли – русский актер Алексей Гуськов. Для юных зрителей мы привезли "Приключения маленьких итальянцев" (6+) и продолжили совместный киномаршрут современными работами: это любовная драма "Десять зим" (16+) и комедия "Любовь прет-а-порте" (12+). Продюсером всех трех современных совместных картин является Ульяна Ковалева – организатор кинофестиваля в Италии. Фестиваль – это не только фильмы. Это – общение, воспоминания, встречи через десятилетия, новые знакомства, дискуссии, поиск общего пути и надежда на продолжение российско-итальянского путешествия во времени и пространстве. На фестивале встретятся итальянские и российские актеры: Марат Башаров, Лариса Удовиченко, Макс Нардари, Алиса Лобанова, Армандо Пицутти, Роберта Карруба, Анита Кравос. Кинокритик, почетный президент ФИПРЕССИ (FIPRESCI Андрей Плахов вместе с итальянскими коллегами проведет пресс-экскурс в мир нашего общего кино. Из всех европейских кинематографий итальянская оказалась ближе всего сердцу российских художников кино и кинозрителей, – говорит Андрей Плахов. – В их благодарной памяти навсегда остались лучшие фильмы, созданные в Италии, а имена знаменитых актеров и режиссеров этой страны стали в России культовыми. Мало того, советская "оттепельная" волна, покорившая мир такими фильмами, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Застава Ильича", "Иваново детство", "Первый учитель" и другими, возникла под мощным влиянием итальянского неореализма и итальянской кинокультуры. На протяжении десятков лет в России наблюдалось триумфальное шествие итальянского кино – от шедевров неореализма, "Затмения" Микеланджело Антониони, "Конформиста" Бернандо Бертолуччи до бурлескных комедий, политических и полицейских драм, и гротесков Паоло Соррентино. О рождении, истории и дне сегодняшнем российско-итальянского кинобратства расскажут Джузеппе Чедэрно, Андреа Порпорати, Катя Рикарели, Клаудия Пандольфи, Лино Дзани. Нынешний фестиваль посвящен истории художественных взаимосвязей, которые будут проиллюстрированы на примере российско-итальянских ко-продукций. На Церемонии Закрытия будет вручена Премия Феликс самым ярким представителям творческой профессии, внесшим особый вклад в развитие отношений Италия-Россия в сфере кино. Это придает проекту, с одной стороны, благородный ретроспективный оттенок, с другой – практический смысл. Фестиваль, оттолкнувшись от истоков, предполагает быть событием актуальным, своевременным, живым. Именно к этому стремятся его организаторы.