Железная дорога, соединяющая две столицы

167 лет назад, 13 ноября 1851 года, началось движение по Николаевской (ныне — Октябрьской) железной дороге. В XIX веке остро встал вопрос о надежном соединении Санкт-Петербурга с центральными районами России. Отсутствие удобных путей сообщения становилось серьезной помехой в развитии промышленности города. В феврале 1842 года император Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной дороги Санкт-Петербург - Москва. Работы по её строительству были начаты в июне 1843 года, одновременно с двух сторон. Авторами проекта и руководителями строительства были русские инженеры Павел Мельников и Николай Крафт. Сооружение дороги, ставшей первой российской казённой железной дорогой, велось практически 10 лет. Она положила начало созданию в стране железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость магистрали составила 645 километров. Для преодоления водных преград инженерам и строителям пришлось возвести 8 больших и около 200 средних и малых моста. Было построено 34 станции, а в обоих городах — крупные вокзалы по проектам архитектора Константина Тона. 13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие железной дороги. Первый поезд, в котором ехали 192 пассажира, вышел из Санкт-Петербурга в 11 часов 15 минут, а уже на следующий день в 9.00 утра прибыл в Москву, пробыв в пути 21 час 45 минут. С 1855 года эта железная дорога называлась Николаевской, а в 1923 году была переименована в Октябрьскую. Сегодня Октябрьская магистраль, протяженностью свыше 10 тысяч километров, проходит по территории одиннадцати субъектов РФ: Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. По итогам 2017 года по Октябрьской железной дороге было перевезено 150,3 миллиона пассажиров, а также 280 миллионов тонн грузов.

Железная дорога, соединяющая две столицы
© Парламентская газета