Войти в почту

«Это передел рынка!» Челябинцы заподозрили «Интерсвязь» в нечестной конкуренции

Варварское вторжение В 2016 году компания «Интерсвязь» объявила о запуске нового проекта под названием «Теледомофон». Новая услуга анонсировалась как технология из будущего, описанного режиссерами фантастических фильмов. Уральцам было предложено установить на свой мобильный телефон приложение, с помощью которого можно открыть дверь в подъезд без ключа из любой точки мира, где есть интернет. Одни восприняли эту новинку с воодушевлением, связав ее с возможностью открывать дверь гостям одним нажатием кнопки телефона, а также носить с собой меньше ключей. Другие же, преимущественно люди постарше, забеспокоились, решив, что теперь к их жилищу получить доступ может любой, кто является или стал абонентом данного провайдера. «У нас на двери подъезда стоит домофон. Недавно выходил из дома и увидел, как возле устройства копаются рабочие в спецформе с надписью «Интерсвязь». На мою просьбу предоставить разрешение на работы мне ответили, что имеется техзадание от вышестоящего руководства. Но разве это достаточное основание? Мы как собственники дома никакого решения на этот счет не принимали, общего собрания по этому поводу не проводили. При этом чьи-то технические сотрудники открывают наши домофоны, подключают к ним какие-то провода», – рассказал житель Челябинска Алексей Гейн. Неравнодушный челябинец, увидев вскрытый домофон, вызвал полицию. Непрошенных гостей удалось спугнуть, однако уже вечером Алексей и его соседи увидели тех же самых рабочих у других подъездов. Таких историй все больше. А в Копейске подобные подключения новой услуги ведутся не просто в отдельных домах, а целыми улицами. Эксперимент «ФедералПресс» Многих жителей Челябинска из числа собеседников информационного агентства настораживает простота доступа к услуге дистанционного открывания дверей подъездов многоквартирных домов. В ходе подготовки данного материала журналист по заданию «ФедералПресс» попытался подключиться к прогрессивной системе. Целью эксперимента было проверить, насколько безопасна данная услуга для владельцев и арендаторов квартир в челябинских многоквартирных домах. Корреспондент скачал на свой смартфон приложение, зарегистрировался в нем и отправил заявку на подключение разрекламированной услуги. После этого раздался звонок от оператора компании. «Я назвал произвольный адрес, подчеркнув, что, хотя и не являюсь собственником, а только снимаю эту квартиру, но хотел бы подключить услугу. Оператора это не смутило. Более того, он никак не попытался проверить тот факт, что я, по крайней мере, проживаю в квартире на правах арендатора. Сотрудник только сверил адрес со своей базой данных и спросил, снимаю ли я квартиру у такого-то человека, назвав мне фамилию, вероятно, собственника жилья. Я, конечно же, ответил утвердительно», – рассказал участник эксперимента. Еще раз отметим, что никаких документов о праве собственности или праве аренды на жилье у звонившего не спросили и лишь попросили стать абонентом компании «Интерсвязь». «Выбрав самый дешевый тариф, я подключился к «Интерсвязи». Вместе с доступом к интернету я получил и код доступа к подъезду, которым могу пользоваться и по сей день», – добавил журналист. Получить онлайн-ключ к подъезду может не только непосредственно клиент данного провайдера: по заявке человека, который, как выяснил журналист, может даже не являться жильцом подъезда, коды доступа предоставляются также еще нескольким людям – его родственникам, друзьям или знакомым. «Эта услуга может быть действительно полезна, – рассуждают обратившиеся в редакцию «ФедералПресс» горожане. – Например, если человек находится в командировке, на работе или в магазине и к нему домой кто-то пришел, то можно впустить гостя в подъезд дистанционно. Но тогда возникает несколько вопросов. Если кто-то пришел в гости к человеку, которого нет дома, то как он попадет в квартиру? А если гость может зайти в жилище в отсутствие хозяев и у него есть ключ от квартиры, то должен тогда быть и ключ от домофона». Риски репутации Обращения журналистов «ФедералПресс» за комментариями в несколько домофонных компаний, предоставляющих свои услуги в Челябинске, дали примерно одинаковый результат. Все говорят об отсутствии каких-либо договорных отношений с компанией «Интерсвязь», которые бы оговаривали возможность подключения к их системам. Кроме того, руководители компаний предоставили фотографии последствий такого вмешательства, на которых видно, что по его итогам оборудование оказывается поврежденным. «Нам часто звонят наши клиенты и жалуются на вторжение в домофон, в результате чего дверь оказывается постоянно открыта. Люди стали незнакомые появляться, растет преступность. Жители опасаются за сохранность квартир и свои жизни. Для нас это лишняя работа, потому что мы вынуждены устранять неполадки, связанные с несанкционированным внедрением», – рассказал директор компании по установке и содержанию домофонов «Росохрана» Андрей Маркелов. По мнению директора «Росохраны», причиной участившившихся случаев выхода из строя домофонов может являться вмешательство со стороны «Интерсвязи». «Это сказывается и на нашей репутации, потому что люди не всегда разбираются в ситуации, считают нас виноватыми», – рассказал собеседник журналиста. Представители домофонных компаний, с которыми побеседовали журналисты «ФедералПресс», заявляют, что «Интерсвязь» подключение дополнительных устройств с ними не согласовывает. Отметим, одни домофоны принадлежат домофонным компаниям, а другие после установки и подключения переходят в общедомовую собственность жильцов подъезда. Процесс внедрения устройства, говорят специалисты, вызывает много вопросов. Компания, как правило, ставит в подъезде собственный технический короб, провода от которого заводит в щиток уже существующего чужого домофона. «Мы каждый день сталкиваемся с этой проблемой, завалены обращениями граждан, – поделился директор компании «Цифрал-Сервис-Челябинск» Станислав Дзевялтовский. – Постороннее вмешательство зачастую приводит к тому, что наше оборудование выходит из строя, не срабатывает кнопка выхода из подъезда. Короткое замыкание может стать причиной пожара. Ведь наши устройства, хоть и слаботочные, но и в них приходится задействовать провода на 220 Вольт». По словам игроков домофонного рынка, они не раз пытались наладить диалог с «Интерсвязью», однако договориться о сотрудничестве, условия которого устраивали бы обе стороны, не смогли. «На словах одно, а в документах другое», – поясняют результат переговоров их участники. По мнению Андрея Маркелова, своими действиями представители провайдера потенциально наносят вред как непосредственным участникам рынка охранных систем, как и собственникам жилых помещений. «Представляющиеся подрядчиками «Интерсвязи» лица не имеют ключей от наших ящиков, поэтому вскрывают их. Обратно закрыть не могут. После них любой злоумышленник может проникнуть в подъезд», – рассказал он. Благодаря простоте доступа к услуге проникнуть в подъезд могут и потенциальные преступники, в частности, распространители наркотиков, которые, как свидетельствуют силовики, оставляют «закладки» в известных им местах и теперь вполне в состоянии давать онлайн-доступ к ним возможным клиентам. «Мы должны гарантировать жителям, что попадать в подъезд могут только наши клиенты по специальному ключу или те, кому открывают по привычной трубке, – развивает мысль Станислав Дзевялтовский. – Иначе нарушается принцип конфиденциальности и защиты». Защитить свои домофоны и жителей многоквартирных домов представители домофонных компаний намерены в ближайшее время с помощью правоохранительных органов. Доказательств и свидетелей дерзких вторжений в системы безопасности набралось уже немало. Передел рынка? Игроки рынка домофонных услуг гадают, в чем причина столь агрессивного, на их взгляд, поведения провайдера на рынке. Одни предполагают, что «Интерсвязь», предлагая новые виды услуг, наращивает таким образом клиентскую базу, так как чтобы пользоваться «Теледомофоном», нужно быть или стать абонентом компании. К тому же, лидеру рынка наступают на пятки другие крупные игроки, которые тоже ведут активную работу с населением, предлагают различные акции и порой более выгодные условия. Другие подозревают провайдера в намерении самому стать домофонной компанией. Для этого якобы и предпринимаются попытки дискредитировать потенциальных конкурентов, выводя из строя их оборудование и подрывая доверие к популярному методу защиты подъездов от появления в них посторонних людей. «У нас есть основания полагать, что имеются элементы недобросовестной конкуренции, потому что добросовестность заключается в предоставлении лучших условий, в повышении качества. А когда страдают потребители услуг и те, кто не являются клиентами компании, а просто проживают в доме, где присутствует этот провайдер, это странно. Все происходящее очень похоже на передел рынка», – говорят игроки домофонного рынка. В компании «Интерсвязь» проблемы в происходящем не видят. Официальный представитель провайдера опровергает показания как рядовых жителей, так и руководителей и экспертов крупных челябинских домофонных компаний, заявляя, что «подключение «Теледомофона» не требует внедрения каких-либо устройств в домофоны». При этом в пресс-службе не уточняют, как именно происходит технический процесс реализации их проекта, ограничиваясь общими фразами, которые никак не вяжутся с происходящим в реальности. «Компания «Интерсвязь» не устанавливает никакого дополнительного оборудования в имеющиеся домофонные системы. Открытие двери производится путем имитации нажатия кнопки открывания двери, находящейся внутри подъезда, через наше собственное оборудование, размещенное в коммутационных шкафах в подъездах многоквартирных домов», – ответили в «Интерсвязи». О жалобах южноуральцев и обращениях в полицию там якобы и не слышали. При этом утверждают, что согласовывают свои действия с жильцами и домофонными компаниями «в целом во всех многоквартирных домах», то есть не во всех. А вот свои претензии на рынок домофонных услуг при всей очевидности происходящего в компании пытаются оспорить. «Мы не планируем становиться домофонной компанией и не претендуем на эту нишу. У нас есть ряд комплексных решений по умным домофонам, которые содержат в себе и весь традиционный функционал домофона, и расширенный функционал «Теледомофона», а также предоставляют видеонаблюдение и аудиовидеосвязь через мобильное приложение. Есть управляющие компании, которые очень заинтересованы в таком комплексном решении. Но даже в таком случае мы, предоставляя сервис и услугу связи для его работы, отдаем обслуживание системы домофонным компаниям», – прокомментировали в компании «Интерсвязь». Между тем рядовые южноуральцы гадают, как они могут дать отпор наступлению чрезмерно прогрессивных технологий, которые обезоруживают их перед угрозой безопасности своего же собственного жилища. В числе вариантов называют «зеркальные» меры: снимать вторжения подрядчиков «Интерсвязи» в свои подъезды на видео и подавать коллективное заявление в полицию.