«1 день – 1 экспонат»: свияжские линолеумы

Как библейские сюжеты появились на покрытии для пола – линолеуме, и почему художник начала ХХ века выбрал редкие для русских храмов сцены из Евангелия? Мы продолжаем проект «1 день 1 экспонат», вместе с его автором, Антоном Райхштатом на этот раз отправимся на остров-град Свияжск.Художественная галерея музея-заповедника «Остров-град Свияжск» занимает два этажа здания бывшего ремесленного училища. На втором этаже находятся полотна мастеров «свияжской художественной колонии», которая возникла здесь в 1980–90-е годы и объединила таких художников, как Евгений Голубцов, Анатолий Егоров, Николай и Илья Артамоновы, Рашит Сафиуллин и других. А на первом этаже, где представлены образцы православного искусства, взгляды посетителей неизменно привлекают 4 масштабных полотна из свияжского собора, посвящённого иконе «Богоматерь всех скорбящих радость». Первое, на что обращают внимание зритель масштаб работ – картины занимают всю поверхность стены. Однако работы интересны еще благодаря двум обстоятельствам: редкий сюжет и необычный материал, который художник использовал в качестве холста – линолеум.Библейские сюжеты действительно выполнены на довольно необычном материале – больших листах линолеума. Впрочем, в XIX века линолеум несколько отличался от того покрытия, которое распространено сейчас. Слово происходит от латинский - linum - лен и oleum – масло. По сути, линолеум представлял из себя льняное полотно на которое наносилась масса, изготовленная также на основе льняного масла. Российская Империя до революции, была одним из крупнейших в мире производителей линолеума благодаря обширным посевам льна.Интересны и сюжеты картин, на трёх из них представлены сюжеты, которые довольно редко используются русской православной иконографией. Две картины изображают евангельские сюжеты известные как «Встреча на пути в Эммаус» и «Явление Христа двум ученикам в Эммаусе». Согласно тексту Евангелия, двое из семидесяти учеников Христа, Клеопа и Лука, через три дня после распятия шли по дороге из Иерусалима в селение Эммаус, беседуя о своём Учителе и событиях последних дней. В этот момент к ним присоединился путник, которому они пожаловались на смерть предполагаемого Мессии. Путник, ответив: «о немысленные и медлительные сердцем», напомнил им ветхозаветные пророчества о Христе. Вечером расположившись за столом, путник взял в руки хлеб, благословил, преломил его и подал ученикам, как обычно делал Христос. В этот момент сердца учеников открылись для духовного видения, и они наконец узнали Христа.Второй необычный сюжет, популярный в западном христианстве – «Хождение Христа по водам». Христос, испугав апостолов приходит к ним на корабль по морю. Пётр, считая, что чудеса творятся только внешним старанием, просит Христа приказать ему подойти по воде к себе. Христос говорит – «Иди». Но Пётр, пройдя по воде несколько шагов, испугался, утратил веру и стал тонуть, взывая о помощи. Христос, ответив «зачем ты усомнился», помогает ему. – Размышляя о том, почему не сильно распространенные сюжеты, к тому же не связанные напрямую с классическим «богородичным» циклом росписей появляются на стенах свияжского храма, мы, думается, должны иметь в виду два момента, – рассказывает директор музея–заповедника «Остров–град Свияжск» Артем Силкин. –Первый – время появления росписей. Собор расписывают в начале Первой мировой войны, когда вся страна, с одной стороны, ожидает великих побед: возвращения под православное управление Константинополя, освобождение единоверцев на Балканах… А с другой, живёт ощущением надвигающейся катастрофы. Конечно, с православной точки зрения достижению целей и спасению от невзгод могла быть только чистая и искренняя вера, к которой вызывают сюжеты свияжского храма. Второй момент – само посвящение собора иконе Богоматери помогающей всем скорбящим. И снова, описанные нами сюжеты как бы подчеркивают, что путь к прекращению скорбей – вера в мудрость божества и вечную Жизнь. Вера, которую Россия начала XX века стремительно утрачивала под влиянием самых различных факторов. Остаётся вопрос, почему же художник в качестве полотна использовал линолеум, а не нанёс эти сцены непосредственно на стены? Вероятнее всего, при обустройстве собора выбрали этот материал по причине подмокания в местах крепления картин, что делало невозможным выполнение росписи непосредственно на стенах. Натуральный линолеум прекрасно сохраняет свои свойства в сухих и теплых помещениях, на морозе же он растрескивается и становится ломким.Создатели собора, обеспеченного прогрессивной по тем временам системой отопления, позволяющей поддерживать необходимую температуру в любое время года, не могли представить себе, что всего через несколько лет после завершения росписей жизнь в стране изменится до такой степени, что отопление соборов перестанет быть заботой государства и общества. В советское время собор использовался в качестве склада совхоза НКВД, который находился на территории бывшего женского монастыря, а в наши дни он вошел с серьезными проблемами кровли.Посетители собора в начале 2000-х могли видеть отслоившиеся от стен листы живописных линолеумов, которые отвисали и приходили в негодность из-за непогоды, птиц, воздействия микроорганизмов и общих неблагоприятных условий. После начала работ по реставрации собора, линолеумы попали к реставраторам московского реставрационного управления МНРХУ, которые перенесли их на твердую основу, закрепили красочный слой и отправили в Казань, где привели в экспозиционный вид. В соборе же сделали копии этих сюжетов прямо на стенах, поскольку проблемы гидроизоляции были решены при проведении реставрационных работ.Антон Райхштат, совместно музеем-заповедником «Остров-град Свияжск».ФОТОРЕПОРТАЖ

«1 день – 1 экспонат»: свияжские линолеумы
© Казанский репортер