Монеточка и Би-2, Muse и Imagine Dragons: что послушать на выходных
Muse — Simulation Theory Спейс-рок, Великобритания В этот раз стиль альбома и всех его составляющих (обложка, видео, очки фронтмена) навеян культурой 80-х — неоновыми лампами, ирокезами, VHS, "Триллером" Майкла Джексона, атмосферой "Назад в будущее", "Охотников за привидениями" или "Очень странных дел". Даже обложку к альбому рисовал автор постеров к сериалу — Кайл Ламберт. В этом же стиле выполнены и четыре видеоклипа на синглы, предшествовавшие выходу пластинки. Все события происходят в одной альтернативной ретрофутуристической вселенной, где на типичной американской школьной вечеринке подростки начинают почти что апокалипсис: в пылу страсти влюбленная парочка с помощью лазера превращает обычного хомяка в какого-то монстра, который напоминает одноименных созданий из фильма "Гремлины". После он нападает на всех присутствующих, превращая их в вампиров. Эта история продолжится и в последующих клипах, где появятся охотники на вампиров (в том числе и сами музыканты), а люди научатся бороться и жить бок о бок со смертельной опасностью. Видеоклипы планируются для 11 треков альбома, так что в конечном итоге все должно должно сложиться в цельную историю. Что касается смысла, то новая пластинка Muse капитально отличается от предыдущих острополитических работ. Тут нет призыва к борьбе с тоталитаризмом, идей государственных заговоров или протеста против войны. Музыканты обращаются к светлой стороне научной фантастики и к теории о том, что наш мир может быть просто симуляцией, совсем как фильме "Матрица". С музыкальной стороны — это масштабная компиляция всех стилей, техник, которые группа использовали в предыдущих работах. Это и было по сути одной из задач Беллами — смешать эпохи. Например, здесь есть фолк-композиция Something human, пронизанная тоской по родине, где практически (относительно других треков) не используются электронные семплы, только акустические инструменты. А есть электро-баллада Dig Down, которую нельзя не сравнить с полюбившейся всем песней Madness из альбома The 2nd Law. Один из самых ярких тайтлов альбома — Thought Contagion — трек, который музыкально пересекается с The Handle из предыдущего альбома. По сравнению с другими песнями, эта касается серьезной темы — что происходит, когда чужая идея, словно вирус, поражает тебя самого. "Добро пожаловать в бесконечный мир уныния" провозглашает вокалист в начале композиции. Для тех, кто скучает по звучанию альбома Origin of Symmetry или Showbiz, есть первая песня Algorithm, где фронтмен, помимо своих любимых скрипичных деташе (такой прием игры смычком по струнам), "рассыпается" в фортепианных арпеджио. Трек, который удивит, — Propaganda. Немного от Undisclosed Desire из альбома The Resistance, только с отголосками типичной манеры пения Майкла Джексона. А небольшое использование слайда в середине песни вместо привычного виртуозного проигрыша заставляет невольно улыбнуться — напоминает атмосферу Knights of Cydonia. Imagine Dragons — Origins Поп-рок, США Американская группа наделала шуму в 2012 году, когда журнал Rolling Stone неожиданно для всех назвал их сингл Radioactive самым большим хитом года. К 2018 году коллектив практически не поменял свой стиль. Песня Natural из нового альбома в топе Billboard и в этот раз. Благодаря ей группа удерживает рекорд по числу хитов на первом месте (их теперь пять). Трек — самый настоящий брат-близнец других популярных песен коллектива, например, уже упомянутой Radioactive, Believer или эпической Warriors. Все эти композиции объединяют легко узнаваемая у коллектива перкуссия (у этого коллектива ударные звучат как хлопочки и щелчки), которая используется во всех треках, а также взрывной припев, который застревает в голове. Так что если интересно сразу найти будущий хит, то вот он. В остальном есть движение к чему-то новому, музыканты явно находятся в поисках. В альбоме больше спокойных, мелодичных композиций, и, что гораздо важнее, они очень разные по стилю. Например, Cool Out по жанру вполне можно причислить к поп-музыке (что-то вроде легких танцевальных старых композиций Тейлор Свифт, например). А есть West Coast — с переборами банджо и бэк-вокалом, будто специально подобранным, чтобы петь эту песню у костра. Bullet In A Gun звучит как отголосок Thunder из альбома Evolve 2017 года. Такая же не особо контрастная между припевом и куплетом музыкальная ткань, с "рваным" вокалом. Другая медленная песня — Stuck — похожа на ранние треки Джастина Тимберлейка: это баллада о любви, разлуке и эмоциональной привязанности. Песня Zero стала саундтреком для мультфильма "Ральф против интернета". Резко выделяется на всем этом фоне Digital, где столько семплов, будто музыканты пытались оправдать название композиции. Тут и брейкдауны в стиле Fatboy Slim, и электронные ударные (хлопочки остались, спокойно), и срывающийся на крик голос Дэна Рэйнольдса. А еще он тут уже чуть ли не рэп читает, что с группой происходит впервые. Architects – Holy Hell Металкор, США Это первая полноформатная работа коллектива, записанная после трагической смерти Тома Сирла — бессменного гитариста, автора текстов и основателя группы. Музыкант скончался в 2016 году, ему было 28 лет. До этого он три года боролся с раком кожи. Альбом пытается убедить своих слушателей, что это все еще те же старые добрые Architects, но это не так. Звучание группы все же поменялось, хотя стиль остался тем же. Да, это все еще металкор, с перегруженными гитарами, срывающимся вокалом и жесткими правдивыми текстами о сложности жизни и невыносимости потери. Это особенно чувствуется в первой песне альбома — Death Is Not Defeat — откуда берет начало тема, которая будет педалироваться во всей пластинке: вопрос жизни и смерти. Строчка "я знаю, что смерть — это не поражение" становится почти что лозунгом сборника. А вот музыка, в отличие от текстов, стала мягче (в рамках металла как жанра, конечно). Трек Doomsda напоминает балладу, которые в творчестве аналогичных групп встречаются повсеместно. Мелодичнее стали и гитарные риффы в песнях, например, в Hereafter его можно практически пропеть. Мягкость песням придает и почти хрупкое звучание струнных, которое встречается во многих треках, например, в заглавной композиции. Хотя на альбоме есть и абсолютно "зубодробительные" песни: The Seventh Circle слушается как двухминутный крик души. И еще появился электронный звук, без которого сейчас, кажется, никуда. Интересно, как они сочетают его с гитарными риффами в треке Mortal After All, будто в довесок к современным примочкам, специально сочиняя что-то похожее на классику группы Death. Только не говорите сейчас, что музыканты "опопсели". Как это случилось в свое время в творчестве аналогичных групп, типа Bring me the Horizon или blessthefall, звучание этого лонгплея мягче, чем предыдущие альбомы команды. Это не значит, что коллектив "скатился". Это значит, что он двигается дальше. "Куртки Кобейна" — "Нити ДНК", "Охота на кузнечиков" Рок, РФ Когда несколько популярных артистов объединяются в один коллектив, это называется супергруппой. Такими являются, например, The Dead Weather, куда входят Элисон Моссхарт (The Kills), Джек Уайт (The White Stripes, The Raconteurs), Дин Фертита (Queens of the Stone Age) и Джек Лоуренс (The Raconteurs и The Greenhornes), или Hollywood Vampires c Элисом Купером, Джонни Деппом и Джо Перри. "Куртки Кобейна" — новая супергруппа, куда вошли участники Би-2, Монеточка, Диана Арбенина ("Ночные снайперы"), Юрий Усачев ("Гости из будущего") и Виталий Дубинин ("Ария"). За прошедшую неделю новоиспеченный коллектив успел выпустить два клипа. В "Нитях ДНК" мультяшные Монеточка и Шура летают по Москве, постоянно принимая какие-то неестественные позы. Текст и музыка композиции — в стиле творчества легендарной группы отечественной сцены, и, надо признать, по-детски наивная Лиза отлично в это вписалась. Но это еще не все. "Куртки" успели записать с Арбениной песню "Охота на кузнечиков", которую тут же освистали все поклонники "настоящего рока нулевых". Обе песни о болезненной любви, но если "Нити ДНК", во многом благодаря Монеточке, выглядят по-детски безобидно, то "Охота", где и музыку, и текст писала Арбенина, — более жесткое, бескомпромиссное творение. Особенно клип. Интересно, что эта песня перекликается с темой 80-х у Muse, тут тоже есть отсылка к эстетике прошлого столетия: в припеве используется семпл из композиции Петра Мамонова и "Звуков Му". Mark Knopfler — Down the Road Wherever Блюз-рок, Великобритания Марк Нопфлер — один из тех музыкантов, которых называют, наряду с Джими Хендриксом, Джимми Пейджем, Эриком Клэптоном и Китом Ричардсом, легендарным. Rolling Stone включило его в список величайших гитаристов всех времен. Нопфлер один из немногих, кто действительно умеет виртуозно играть на гитаре, придумывая удивительно мелодичные риффы, которые заставляют инструмент буквально петь в его руках. Музыкант рассказывает, что на создание нового альбома его вдохновил собственный творческий путь — ранние работы с культовыми Dire Straits, жизнь "бродячего" футбольного фаната, потерянного в чужом городе. Сам Нопфлер называет этот альбом сборником своих "неспешно элегантных новых песен" ("unhurriedly elegant new Knopfler songs") и сравнивает его с процессом создания музыки: "Путь от написания песни до передачи ее музыкантам может быть довольно извилистым. Это не просто прямое шоссе, вы можете попасть в случайный тупик, тогда приходится сделать крутой разворот назад, чтобы попытаться вернуться на главную дорогу так ненавязчиво, как это только возможно. И все это — часть особого веселья". Интересно, как в рок музыку приходят не только инструменты симфонического оркестра, но и приемы из академической музыки. Хотя, как правило, музыканты это делают не специально (за исключением, естественно, Мэттью Беллами, который намеренно цитирует Рахманинова, или Джона Лорда, который использовал мелодии Чайковского). Особый прием пения Нопфлера называется sprechstimme или sprechgesang — эта вокальная манера исполнения была придумана в начале ХХ века и широко использовалась композиторами нововенской школы, в частности, Шенбергом и Бергом. Суть в том, что это что-то между говорением и обычным пением. Это слышно, например, в его новом треке Good On You Son. Хоть Нопфлер, как типичный монстр своего жанра, не стремится за сиюминутными трендами, этот альбом полезно послушать как тем, кто любит классику рока, так и меломанам, слушающим исключительно современную музыку (как минимум для расширения кругозора). Появление саксофона привносит в композиции отголоски блюза, что отлично поддерживается светлым звучанием фортепиано. Кадрия Садыкова