Сергей Белоусов — о Формуле-1, «Форс Индия» и результатах «Уильямса»
Хорош ли Сироткин, насколько богаче станет «Форс Индия» и причём тут дроны, следящие за пальмами? В Софии недавно состоялось торжественное открытие нового офиса компании Acronis — технологического партнёра нескольких команд Формулы-1 (в частности, «Уильямс», «Форс Индия» и «Торо Россо»), чьи логотипы также красуются на болидах NIO в Формуле-Е. Предполагается, что офис в столице Болгарии станет одним из ведущих европейских центров в области защиты данных. По такому случаю в Софию приехал основатель и генеральный директор компании Сергей Белоусов, а также директор по информационным технологиям команды «Уильямс» Грэм Хаклэнд. «Чемпионат» отправился в столицу Болгарии, чтобы пообщаться с Белоусовым и Хаклэндом и выяснить, какую роль управление данными и их защита играют в Формуле-1. «Данные создают инженеры» — Сергей, в чём именно состоит сотрудничество Acronis с командами Формулы-1. — Основные направления работы со всеми командами схожи — мы занимаемся киберзащитой данных. У компаний, использующих много устройств и приложений, много данных. Их надо защищать. Наши системы позволяют защищать данные на всех устройствах приватно и безопасно. В Формуле-1 данных очень много. Люди думают, что данные в основном генерируются машинами, но на самом деле гораздо больше данных создают инженеры. Весь инжиниринг машины — анализ аэродинамики, поведение двигателя и изначальное тестирование — происходит внутри компьютеров, пилоты тренируются на симуляторах. Всё это — данные, которым важно обеспечить приватность, оригинальность, доступность, безопасность и сохранность. Мы предоставляем командам инструменты для работы с данными и хранилище для них. Будет наше сотрудничество продолжаться или нет, у команд остаётся весь софт и информация будет всегда им доступна. Теоретически они могут перенести все данные куда-то в другое место, но использование наших решений будет для них гораздо эффективнее. Но мы, конечно, будем продолжать сотрудничество и думаем, что команды продолжат использовать наши решения. Без систем защиты, подобных нашей, не может функционировать ни одна из команд Формулы-1. Все используют тот или иной софт. Мы работаем с несколькими командами, с кем-то работаем публично, с кем-то нет. На рынке есть альтернативы нашему предложению, но наше преимущество в том, что мы делаем это более эффективно и значительно дешевле. Мы искали компанию, которая могла бы обеспечить нам долгосрочное хранение данных, чтобы команда могла в любой момент вернуться к информации, собранной месяц или год назад. Я не был уверен в тех решениях, которые нам предлагали, и тогда мы решили выяснить, кто является лидером в этой индустрии, и это оказался Acronis». — Вы работаете с несколькими командами Формулы-1. Они не «ревнуют» вас за сотрудничество с конкурентами? — На самом деле такого нет. Вот мы говорим о сотрудничестве с командами, но мы работаем с девайсами и предоставляем только решение. Каждая команда для нас измеряется количеством и набором девайсов. И если ещё конкретнее, то мы работаем с битами — нолями и единицами. Так что как таковой ревности не возникает. Наши решения оставляют командам полный контроль над данными, обеспечивая необходимую им приватность. Мы «лечим» всех, а пациент обычно не ревнует своего врача к другому пациенту. «Пирелли» тоже работает со всеми. — Что работа с командами Формулы-1 даёт самой Acronis? Это только маркетинг или что-то большее? — Мы работаем во всём мире через партнёров, и им интересно приходить на Формулу-1, интересно слушать о гонках и общаться с такими людьми, как Грэм. Во-вторых, нашим инженерам интересно решать задачи, которые ставит Формула-1. Это очень конкурентная среда, в которой очень важны простота, надежность и эффективность. От Формулы-1 мы получаем более строгий набор требований. Но безопасность, аутентичность и приватность данных сейчас важна для всех. Например, один из наших клиентов — компания по производству пальмового масла. У них огромные плантации пальм и им нужна IT-поддержка. Теперь над их плантациями летают дроны, которые в автоматическом режиме с помощью сенсоров собирают всю необходимую информацию в единое хранилище, а ключевые решения принимаются системой на основе ИИ. Но если компания потеряет эти данные, то не сможет принимать верные решения, а объёмы готового продукта — пальмового масла — пойдут на спад. «У «Форс Индия» утроится бюджет» — Как вы оцениваете дебютный сезон в исполнении Сергея Сироткина? — Я считаю, что Сироткин нормально едет, но он попал в такую ситуацию, когда его сложно оценить. Ценность пилота складывается из нескольких вещей, и одна из них — его способность привлечь спонсоров. Сироткин в этом смысле правильно себя ведет — охотно разговаривает с прессой, встречается с людьми, приятно улыбается, заинтересован в пиаре. За ним уже стоят спонсоры. Сироткин также должен взаимодействовать с командой, чтобы улучшать машину. В этом году у инженерной команды были сбои, и поэтому ему тоже. «Уильямс» уже сфокусирован на следующем сезоне и обкатывает новинки с прицелом на сезон-2019. Третья вещь — это то, насколько пилот дисциплинирован. Сироткин очень дисциплинирован. Он делает всё, что нужно: читает книжки, ездит на машине, тренируется на симуляторе, приходит на все брифинги. Последний компонент — насколько он быстрый. Сейчас это сложно сказать. И для нас важно, чтобы в следующем году «Уильямс» выступал лучше. Когда мы начинали сотрудничать с «Торо Россо», они были на шестом-седьмом месте, «Форс Индия» — на четвёртом. «Уильямс», когда мы подписывали с ними контракт, были на пятом. Сейчас они последние. Мы безусловно будем держаться за «Уильямс». В Сингапуре у меня был разговор с Клэр Уильямс, и я сказал ей, что пять лет назад у Acronis тоже был тяжелый период, но сейчас мы стали одной из лидирующих компаний. И у «Уильямса» будет так же. В следующем году произойдёт много изменений, и мы надеемся, что сезон-2019 будет лучше. — А как бы вы оценили перспективы «Форс Индия» в свете смены собственника? — В следующем году «Форс Индия» будет гораздо больше, они хотят быть в топ-3. И это вообще очень сильная команда. Они уже сейчас фактически на четвёртом месте. Но 2019-й будет сложным для всех. У «Рено» новый мотор, «Ред Булл» переходит на «Хонду» — сейчас у них хороший мотор, но он тоже будет новый. «Рено» добились некоторого прогресса, и, думаю, ещё прибавят. В 2019-м у них утроится бюджет, и это усилит их позиции. — В следующем году в Формулу-1 возвращается Даниил Квят. Что об этом думаете? — Это, безусловно, хорошо. Мы рады за него. Врез: Грэм Хаклэнд — о главных угрозах информационной безопасности: «Думаю, промышленный шпионаж в Формуле-1 это не такая серьёзная проблема, а вот для проектов нашей компании Williams Advanced Engineering, которые занимаются не автоспортивными проектами, это очень важно. И главной угрозой я считаю вредоносные программы, после заражения которыми вы теряете свои данные и не можете их восстановить. С Acronis мы можем быть уверены, что даже в случае возникновения подобных проблем всегда сможем вернуть данные». «Хотим, чтобы все знали больше про всё» — С Формулой-1 всё понятно. А что даёт ваше сотрудничество с NIO в Формуле-Е? — С NIO мы только-только анонсировали сотрудничество, но пока рассказать об этом можно не так и много. У нас есть команда специалистов по глубокому обучению и искусственному интеллекту. Она работает с инженерами NIO — они не специалисты по искусственному интеллекту, но понимают, что хотят получить от своих данных. Самая интересная вещь в этом — в сотрудничестве с NIO в целом, а не только с их командой Формулы-Е, — это даже не стратегия, а то, как сделать так, чтобы машина могла разрабатывать машину, потому что разработка — долгий и большой процесс. — Многие уверены, что на дорогах общего пользования за электромобилями будущее. Как вы оцениваете их перспективы в Формуле-1? — Это сложный вопрос. В целом, технологически в двигателе, который сжигает бензин, никакого смысла нет. Однако есть ряд других факторов. Например, потенциал мирового рынка производства батарей пока очень небольшой — сейчас всё-таки доступно больше неэлектрических машин. Кроме того, ёмкость батарей не очень большая. И само производство батарей и электрических машин не является однозначно экологичным — как и передача электроэнергии на большие расстояния. В Сингапуре вся энергия выработана из нефти. Поэтому там электрический автомобиль менее экологичен, чем неэлектрический. Дело в том, что электричество было выработано более или менее экологичным способом, затем было с каким-то коэффициентом передано, с каким-то коэффициентом превратилось в кинетическую энергию — и это не очень эффективно. Кроме того, есть и эмоциональная вещь. Для меня она пока не до конца понятна. Я был на заводе «Макларена» — они производят шесть тысяч спортивных автомобилей. Кто-то их покупает, ездит на них, и им нравится, что автомобиль жужжит и как он жужжит. Например, в современных автомобилях «Порше» и «Макларенах» есть кнопочка специальная, которая регулирует выхлопную трубу, чтобы можно было разный звук настраивать. То есть людям это нравится. Электрический автомобиль может жужжать только с помощью динамиков. Думаю, в ближайшие десять лет на электрические автомобили Формула-1 не перейдёт. Будет два основных направления: гибридные и электрические автомобили. — Логотип Acronis появился на автомобиле Мика Шумахера в Формуле-3. Вы сотрудничаете с ним? — Мы работаем с самыми разными гоночными командами, потому что перед всеми стоит задача защита данных. Мы предоставляем им решения для этих целей, а они размещают наш логотип на машине. В Формуле-3 данных, скажем, в сто раз меньше, чем в Формуле-1, но и логотип там стоит дешевле, поэтому он большего размера. Но мы надеемся, что Мик Шумахер будет ездить хорошо. — И последний вопрос. Год назад вы выпустили детскую иллюстрированную книжку о Формуле-1. Довольны результатом? — Да, вполне. Нам самим было интересно её выпустить, книга для детей — хорошая вещь. Мотивация к выпуску книжки простая: мы хотим, чтобы все знали больше про всё. Формула-1 — это спорт, в котором очень много технических деталей. Детям, которые смотрят гонки, эти детали могут быть непонятны. А книжка с красивыми картинками — интересная и информативная. Она объясняет, что такое пит-стоп, как меняются шины, когда гонка останавливается и так далее. И ее читают и дети, и взрослые. Им нравится.