IT-компании встанут на учёт в ФНС
Дополнительным барьером для ведения бизнеса в России может стать новый механизм взимания «налога на Google». С этим предупреждением выступил гендиректор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф. В письме на имя министра финансов Антона Силуанова и руководителя ФНС Михаила Мишустина он заметил, что нововведение обернётся «ощутимыми неудобствами» для иностранных IT-компаний, и предложил сохранить действующий порядок. Речь идёт о том, что с 2019 года иностранным интернет-компаниям придётся встать на учёт в ФНС и самостоятельно платить НДС с проданных в интернете игр, музыки, книг и так далее. Сейчас за них это делают заказчики, отмечает газета «Ведомости», ссылаясь на письмо Франка Шауффа. По словам гендиректора АЕБ, новые правила взимания «налога на Google» идут вразрез с мировой практикой. Они заставят транснациональные группы регистрироваться даже в случае заключения единственной сделки — например, договора со своей «дочкой» о праве пользования внутренними системами. В итоге вырастет административная нагрузка и появится риск, что клиенты в России не смогут получить налоговый вычет, если иностранные компании не встанут на учёт. Плюсы и минусы Протекционистский законопроект «Налог на Google» был подписан президентом Владимиром Путиным 3 июля 2016 года, а в силу вступил 1 января 2017-го. По своей сути он призван выровнять условия для отечественных и иностранных IT-компаний. Несомненных плюсов у документа два. Первый — это дополнительные поступления в госказну: в 2017 году Google, Microsoft, Aliexpress, Facebook, Apple, Bloomberg, Steam и другие западные IT-корпорации заплатили в бюджет РФ 9,34 млрд рублей НДС (в среднем — по 64 млн) с электронных услуг, а за девять месяцев 2018-го — 7,9 млрд рублей. Второй момент — закон не коснулся российских разработчиков, что делает их продукцию более доступной и тем самым более привлекательной. По данным ФНС на 1 октября, НДС в размере 15,25% платили 162 иностранные компании. В то же время, по словам экспертов, закон ведёт к росту цен на приложения, игры, программы, выставляемые на площадках иностранных интернет-маркетов. Основатель Nival Сергей Орловский указывает на главное упущение «налога на Google» -- двойной НДС. Первый раз его уплачивает платформа, к примеру, Steam или Google Play, продавая программу потребителю. Второй раз налог за одно и то же наименование отправляется в госказну при перечислении средств за проданную продукцию от интернет-площадки разработчику данного приложения. Надежды и реальность «Авторы законопроекта — депутаты Госдумы Андрей Луговой и Владимир Парахин - заявляли, что хотят создать равные конкурентные условия, чтобы все компании хоть что-то платили. Однако проблема в том, что любая иностранная компания может показать на бумаге любые результаты, занизить показатели. И это никак не проверишь», -- заметил в беседе с News.ru директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Изначально предполагалось, что «налог на Google» коснётся не только западных, но и авторитетных ИТ-игроков в РФ, включая «Яндекс», Mail.ru Group, Rambler & Co, «ВКонтакте», Group-IB. После того как парламентарии согласились убрать из текста отечественные компании, те обеспечили поддержку законопроекту. «Львиная доля IT-компаний поставляет услуги и физическим и юридическим лицам. Но если у вас сайт не ориентирован на российских потребителей, если вы не выясняете, из какой страны пользователь, и если у вас купили товар один-два человека из России, вы не будете регистрироваться в ФНС. С юрлицами ситуация обстоит иначе — с ними у вас заключён договор, и вам не избежать регистрации в ФНС», -- пояснил News.ru главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.Процесс не отработан По его словам, поскольку этот процесс не отработан в мире, вопросов остаётся очень много. Скажем, как компаниям, которые не имеют документооборота с российскими контрагентами, перечислять налоговый сбор, не открывая счетов в банках РФ? Раньше за юридических лиц платили контрагенты с российской стороны, теперь придётся самим. Между тем отечественный «налог на Google» — не единственный в своем роде. Крупные американские технологические корпорации выплачивают подобные НДС в Нидерландах, Люксембурге и Ирландии. Однако эти страны предлагают минимальную налоговую нагрузку. С 2015 года в ЕС обсуждается идея введения на территории Европы единого налога в отношении IT-компаний из США. Похожие на НДС сборы с технологических фирм действуют в Южной Корее и Японии. По величине они заметно уступают российскому «налогу на Google» — 10% и 8% соответственно.