Вместо груш и яблок ‐ проценты по кредитам. Как школьников хотят приблизить к реальной жизни
В российских школах могут измениться задачки и задания. Вместо груш и яблок ученики будут, например, подсчитывать проценты по кредиту в зависимости от ставки. По мнению Российской академии образования, модернизация заданий поможет повысить «функциональную грамотность» школьников и качество среднего образования. Основной целью изменений, пишут «Известия» является обучение школьников применять полученные знания в реальной жизни. Планируется, что с начала модернизированные задания будут получать ученики пятых и седьмых классов пилотных школ, а затем и все остальные подростки. Так на обществознании им предложат написать эссе о проблемах толерантности к мигрантам, а на химии обсудить из-за чего поднимается тесто. Эти изменения, по мнению авторов, станут одним из решений поставленной президентом Владимиров Путиным задачи по вхождению России в десятку лучших по качеству образования стран мира. Предложения уже направили в Министерство просвещения. Изменения в школьную программу, пояснил вице-президент РАО Виктор Басюк, начнут вносить в 2019–2020 годах. До этого в добровольно согласившихся на эксперимент школах проверят уровень функциональной грамотности школьников. То есть их читательские математические, финансовые и естественнонаучные компетенции, умение критически и креативно мыслить. Затем тест проведут и в других школах для учеников пятых-девятых классов. При этом оценки, полученные за исследование, никак не отразятся на успеваемости учеников и не потребуют введения дополнительных уроков. По последнему исследованию Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, 15-летние российские школьники заняли 23-е место (из 69 возможных) по математической, 26-е — по читательской и 33-е по естественно-научной грамотности. «Два плеча одного коромысла» Академик РАО и директор московской школы № 109 Евгений Ямбург рассказал «360», что эта идея, на самом деле уже содержится в федеральных государственных образовательных стандартах. В нормальных школах уже давно дают приближенные к реалиям задания. Правда, функциональная грамотность — это несколько другое. «Объясняю „на пальцах“: если ученик выучил правило, а частицу „не“ с глаголом пишет слитно, то никакая функциональной грамотность здесь не спасет. Она проявляется в навыках, автоматически, даже при температуре или в бреду», — сказал он. То есть функциональная грамотность и понимание ребенка, зачем нужны знания, для чего их хотят приблизить задания к жизни, по мнению педагога — «два плеча одного коромысла». Нужно и то, и другое, но это — две разные задачи. Ямбург отметил, что предложенная РАО идея хорошо реализуется на Западе, хотя и не без минусов. Однажды он побывал на уроке математики в десятом классе школы немецкого города Бремена. Учреждение — инклюзивное, там учатся и немцы, и выходцы из России, и афроамериканцы. «Дети считали свою будущую пенсию. А там ее платит не только государство. Граждане сами постепенно откладывают себе „на старость“. И вот, если ты думаешь, что будешь в инвалидном кресле — закладывай расходы на это, если одиноким — на пансионат для престарелых. Кроме того, там есть сумма отчислений на развитие восточных регионов. И дети с удовольствием это решали. Но я смеялся потому, что это — задача на проценты, уровень нашего пятого класса», — рассказал Ямбург. То есть такие функциональные задания, конечно практичные, подытожил он, но главное, чтобы они не привели к снижению математического уровня. Система и аналитика Член совета по образованию комитета Госдумы Константин Деревянко пояснил «360», что пока еще неизвестно примет ли Министерство просвещения данную идею к разработке и будет ли она воплощена именно в предложенной РАО форме. Кроме того, необходимо изучить на чем основаны предлагаемые задания. Ведь в некоторых российских школах такие тестирования уже проводятся. Не говоря уже у международном опыте по этому вопросу. Парламентарий отметил, что в погоне за стандартами и методиками, нередко забывают о «межпредметных компетентностях» — способностях применять знания одного предмета в другом, влияющих на уровень результатов образования. Между тем, сказал он, проблема проблема функциональной грамотности школьников существует. Но ее нужно изучать, возможно, сначала на уровне высшей школы, а затем уже перекладывать это на учеников. «Что касается подсчета кредитных ставок, то я не вижу принципиальной разницы с яблоками. В основе математики лежат подходы, не зависящие от того, что считать. Важнее умение системно и критически мыслить. Эти данные можно получить из других источников, если ребенок умеет работать с информацией. А с этим у нас тоже большие проблемы. Необходимо развивать умение искать и анализировать информацию», — подчеркнул Деревянко. Таким образов развивать функциональную грамотность, по его мнению, безусловно нужно. Но сменой задачек и подведения их к реальности, которую видят академики РАО ситуации не изменить. Нужен более системный и аналитический подход, базирующийся на серьезных исследованиях. Как, например, в Германии или Чехии., где задания соответствуют среде, в которой живут школьники. Идея не нова Директор физико-математического лицея № 31 Александр Попов сообщил «360», что ничего нового в предложении РАО нет. Похожие задания, в частности по кредитам, ребята давно решают и каждый год становятся победителями и призерами школьных олимпиад, поступают в Высшую школу экономики. «Это нормальный процесс. Такие задания приближают ребят к реальной жизни. Но качество образования зависит не от них, а от того, как школа учит мыслить. А этот процесс можно постигать практически на чем угодно», — сказал он. По мнению лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России -2018», преподавателя Брянского городского лицея № 1 имени Пушкина Юрия Клюева школьной программе обязательно нужно приближаться к современным жизненным реалиям. Поэтому инициативу РАО, он оценивает положительно. «Если это запустить, как пилотный проект, а не сразу повсеместно экспериментировать на всех, и посмотреть результаты, то ничего плохого в этом нет», — пояснил он «360».