Войти в почту

Столичных реки — перспективные объекты транспортной инфраструктуры

8 ноября начал работу уникальный форум — Riverport Expo 2018, где обсуждались вопросы развития столичных рек как перспективных объектов транспортной инфраструктуры. Riverport Expo — форум международный, объединивший четыре десятка участников из России и Европы, и спектр обсуждаемых тем на нем широчайший — от вопросов безопасности и обеспечения противодиверсионных и контртеррористических мероприятий на объектах речной инфраструктуры до внедрения новинок техники для улучшения комфорта речных круизов и даже строительства плавучего жилья на реках. Не были обойдены вниманием и вопросы, стоящие перед столичным регионом в области освоения и бережной эксплуатации водных ресурсов. Основным оператором речной инфраструктуры здесь является знаменитый Канал имени Москвы. В его ведении находятся инфраструктура всех рек центрального региона России, и, конечно, судоходство в пределах столицы. В наше время Канал имени Москвы по праву носит звание одного из крупнейших в мире. Именно после ввода его в строй Москва смогла называться портом пяти морей. Инфраструктура канала не только обеспечивает доставку в столицу и транзит через нее большого количества грузов и пассажиров, но и дает региону электричество, играет большую роль в экологии Москвы и области. К сожалению, мощности канала сейчас задействованы только наполовину. И это несмотря на то, что речной транспорт дешевле, чем железнодорожный или автомобильный. — По судопропускному параметру мы сегодня недогружены процентов на 50, — говорит заместитель директора ФБГУ «Канал имени Москвы» Владимир Маркин. — Мы можем перевозить грузов примерно 70 миллионов тонн, а сегодня перевозим всего 30 миллионов. Таким образом, речь идет о том, чтобы существенно разгрузить дороги столицы, перенаправив потоки. Маркин привел такой пример: сегодня вывозом мусора из столицы занимаются примерно две с половиной тысячи машин. А это и выхлопные газы, и нагрузка на дорожное полотно. — Мы сегодня это можем делать экологичнее, экономичнее и эффективнее, — пояснил Маркин. — Но, разумеется, только в сезон навигации. Для этого есть разработки специальных судов именно для вывоза мусора. Во всем мире это уже привычная практика, и ее стоит перенять и внедрять. Слова Маркина подтверждаются статистикой: перевозка одной тонны груза автотранспортом стоит в среднем 1700 рублей, по железной дороге — 1200 рублей, а по воде — всего 600. Большие резервы у акватории столицы и центрального региона и в обеспечении пассажироперевозок, а также организации речного туризма. Мощности Канала имени Москвы таковы, что по столичным рекам можно перевозить ежегодно несколько миллионов человек, а перевозят лишь 1 миллион и триста тысяч. При этом миллион из них приходится на загрузку прогулочных теплоходов, курсирующих в пределах столицы по маршруту от Киевского вокзала до Котельнической набережной... Также Канал имени Москвы может сыграть важную роль в подготовке кадров, проводя обучение будущих работников речного флота. Иными словами, потенциал у столичного речного узла большой, и его нужно развивать, прежде всего для того, чтобы улучшить качество жизни москвичей как в плане транспортной доступности, так ив плане улучшения экологической ситуации в городе. И для этого есть все необходимые условия. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Николай Михалев, начальник пресс-службы канала имени Москвы: — Самая большая, рекордная загруженность канала, цифры которой не побиты до сих пор, приходится на годы Великой Отечественной войны. Тогда по воде из города осуществлялась эвакуация предприятий и населения и доставка военных грузов. А после войны, до 1947 года, так же, по воде, обратно возвращали все, что эвакуировали. Масштабы были беспрецедентные. В мирное время большой объем хозяйственных перевозок пришелся на 1950–1960-е годы. В «лихих девяностых» объемы резко упали, но сейчас восстанавливаются. При имеющихся ресурсах Канал имени Москвы может стать одним из мощнейших двигателей экономического развития для столицы и всего центрального региона нашей страны. Все мощности для этого уже есть.

Столичных реки — перспективные объекты транспортной инфраструктуры
© Вечерняя Москва