Войти в почту

Что такое черный ящик и почему он оранжевый шар

Черный ящик самолета, врезавшегося в здание пентагона, был найден 12 сентября 2001 года. Государственный секретарь сообщил, что данные голосовой аудиозаписи одного из ящиков прослушать не удалось. Это был первый и единственный случай за все 40 лет, когда информацию не удалось получить.

Что такое черный ящик и почему он оранжевый шар
© Anews

Что же такое черный ящик?

На самом деле такие устройства называются «бортовые самописцы», они имеют округленную форму шара или цилиндра и яркий цвет от оранжевого до красного. Округлая форма легче переносит падения и повреждения, а яркий цвет обусловлен тем, что такой предмет намного проще найти.

Почему тогда все называют это «черный ящик»? Есть две версии: согласно первой, раньше в самописцах использовалась фотопленка, которая во избежании засветки хранилась в непропускающем свет черном ящике. Согласно второй версии, в 1952 предложил первые разработки самописца, который находился бы в стальном боксе.

Что в нем содержится?

Сам черный ящик под очень серьезной защитой. Внутренние элементы надежно укутаны в слои теплоизоляции и демпфирующие материалы, корпус же сделан исключительно из титана или высокопрочной стали. По стандарту, бортовой самописец должен выдерживать перегрузку в 3400G в течение 6,5 секунд, 30 минут в огне, 1 месяц под водой на глубине до 6км. На корпусе расположен маяк, который при соприкасании с водой активируется и облегчает поиски под водой. На суше найти ящик гораздо легче, достаточно яркого цвета и примерного места падения.

В старых моделях бортового самописца информация о полете записывается на пленку или проволоку, как на первых магнитофонах. В современном мире внутри черного ящика находится флэш-память и контроллер. Условно это устройство сравнимо с SSD-накопителем.

Ящиков на борту всегда несколько - оба они записывают одну и ту же информацию. Речевой самописец сохраняет переговоры экипажа, диспетчеров, окружающие звуки. Параметрический самописец сохраняет информацию с датчиков - координаты, скорость, обороты двигателей, тангаж - угол самолета относительно горизонта. В обычном полете информация записывается несколько раз в секунду, а при быстрых изменениях частота записи возрастает. При этом информация постоянно перезаписывается, последние данные можно найти в периоде 17-25 часов.

Современные модели самописцев не последние, еще есть куда развиваться. Ближайшая перспектива - видеорегистраторы внутри и снаружи самолета. Далее можно будет заменить стрелочные приборы в кабинах дисплеями: старые приборы сбиваются при авариях, а дисплеи - нет.