Фирмы партнера семьи Сердюкова и топ-менеджера ВТБ наживались на парковках в Питере
Летом 2018 года Контрольное управление администрации губернатора Санкт-Петербурга выявило ряд нарушений в работе Городского центра управления парковками. Руководство ГЦУПа необоснованно выплачивало себе премии и повышало зарплаты. Надзорный орган установил, что парковки стали убыточными для города. Виной тому послужило нерабочее оборудование, которое было установлено на стоянках. Сами же автостоянки оказались ужасного качества. Аудиторы говорят, что подрядчики экономили на материалах. Среди таких компаний — предприятие, связанное с давним партнером семьи Сердюкова, и фирма, принадлежавшая топ-менеджеру Банка ВТБ. Проверка в Городском центре управления парковками Санкт-Петербурга проводилась в июле-августе 2018 года, специалисты подняли документацию ГЦУПа за последние два года. В первую очередь в своем отчете комиссия указывает на доход от стоянок. В июне 2016 года, после ввода двух стоянок в эксплуатацию в Петродворцовом районе, прибыль составила 875 тысяч и 731 тысячу рублей. В следующем году за аналогичный период доход резко упал. В первом случае — на 750 тысяч и 640 тысяч рублей соответственно. После того как к площадкам был прикреплен инспектор контрольного управления, прибыль вновь начала расти. Специалисты выявили нарушения пропускного режима. Кроме этого, на некоторых парковках не работали кассовые аппараты, на одной из площадок проводился ремонт, в результате чего часть мест не эксплуатировалась. По подсчетам аудиторов, бюджет города терял около восьми миллионов рублей только с одной парковки, а в управлении центра их 29. В обязанности ГЦУПа также входил контроль за прокладкой велосипедных дорожек. Проведя их осмотр, комиссия установила, что они непригодны к использованию. «Наблюдаются нарушения конструктивной целостности покрытия велосипедных дорожек, такие как выбоины, продольные трещины, проседание асфальтового покрытия В части планировочных решений выявлены нарушения в расположении коммерческих объектов (газетный киоск, овощной ларек, цветочный магазин, хлебный автофургон) на велосипедных дорожках, которые препятствуют проезду по ним», — говорится в отчете контрольного управления. Руководство центра не забывало поощрять себя за проделанную работу. Суммы начинались от 120 тысяч и доходили до полумиллиона рублей. Так, в 2017 году первый заместитель директора ГЦУП Артем Хрюкин выплатил себе порядка 600 тысяч рублей. При средней зарплате в 2018 году в 475 тысяч рублей. Средства брали из бюджета, сокращая фактическую численность штата, хотя на бумагах она оставалась прежней. Припарковались к кормушке Отдельным пунктом в отчете контрольного управления идут госконтракты на строительство парковок. Центр управления нанимал подрядчиков, которые экономили на строительных материалах. Комиссия выявила нарушения на трех участках, где вела работы строительная компания «Орион Плюс». Во время возведения парковки близ Санкт-Петербургского проспекта города Петергофа СК «Орион плюс» не уложила половину слоя щебня на сумму 6,63 миллиона рублей. Схожим образом компания поступила с асфальтом. Аудиторы подсчитали, что подрядчик сэкономил более 10 миллионов рублей на дорожном покрытии. Проектной документацией также была предусмотрена установка 58 камер, но подрядчик запустил всего шесть. Аналогичная ситуация происходила и на других участках, где работала «Орион плюс». Если бы не аудит, город потерял бы более 20 миллионов рублей, но деньги попросили вернуть. Неприятная, но не критичная ситуация для предпринимателя Александра Усова, который владеет 60% «Орион плюс» через ОАО «Стройметаллконструкция». В 2016 году бизнесмен занимал 148-е место с состоянием в 3,7 миллиарда рублей в рейтинге российских миллиардеров по версии газеты «Деловой Петербург». В СМИ господина Усова называют давним партнером семьи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Он вел общий бизнес с зятем чиновника — Валерием Пузиковым. По данным «СПАРК-Интерфакс», Пузиков и Усов вместе владели компанией «Автокомбалт», которая занималась реконструкцией Литературного дома на Невском. Журналисты «Фонтанки» говорят, что третьим совладельцем в «Авктокомбалте» был Артур Позов. На него была зарегистрирована база отдыха «Житное» в Астраханской области, дорогу туда строили силами Министерства обороны. «Орион плюс» можно назвать одним из самых крупных подрядчиков Северной столицы, а контракты на строительство стоянок — вершина айсберга. В 2016 году предприятие получило всего 295 миллионов рублей от Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга, при 4,6 миллиарда рублей, которые «Орион плюс» выиграла на тендерах от Дирекции транспортного строительства города. Столичные банкиры на дорогах Однако «Орион плюс» — далеко не последняя компания, «прославившаяся» своими владельцами. Вместе с ней под раздачу контрольного управления попало ООО «ШтрихСервис СПб». Общество не установило георешетку под дорожное полотно, которые было предусмотрено документацией, вместо нее фирма использовала более дешевый аналог. Таким образом компания сэкономила 1,3 миллиона рублей. Примечательно то, что в «СПАРК-Интерфакс» основным видом деятельности «ШтрихСервис СПб» значится ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. При этом в 2017-2018 годах компания получила на строительство стоянок два подряда общей суммой более 60 миллионов рублей. Сейчас 15% этой компании принадлежит Виталию Филимошкину, оставшейся частью владеет Сергей Зикора. Последний — уроженец Украины, получивший гражданство в 2001 году. Зикора имеет отношение еще к семи организациям с похожим названием (три из них не действуют). Среди них есть ООО «Штрих групп», где предприниматель является руководителем. Та на 30% принадлежит предпринимательнице Наталье Хватковой, остальную часть в долях по 14% держат пять акционеров московского Объединенного резервного банка. Ранее часть ООО «Штрих групп» принадлежала старшему вице-президенту банка ВТБ Игорю Зубкову. У бизнесмена большой послужной список. С 2004-го по 2011 год занимал должность помощника полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. В феврале 2009 года господин Зубков был включен в первую сотню резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента. Он же входит в состав совета директоров ООО «Магистраль Северной столицы», которое управляет платной автомагистралью «Западный скоростной диаметр». Кадровая чистка в ГЦУПе Комиссия контрольного управления в своем отчете приходит к неутешительному выводу: в результате деятельности подрядчиков и руководства Городского центра управления парковками бюджет Санкт-Петербурга мог потерять более 50 миллионов рублей. Согласно данным на официальном сайте, из-за этого скандала управление покинули первый заместитель директора ГЦУП Артем Хрюкин, главный бухгалтер, начальник отдела кадров и ряд других сотрудников, фигурирующих в документе, составленном контрольным управлением. В свою очередь «Фонтанка» написала, что инцидентом заинтересовались в ФСБ. Издание утверждает, что в Смольном «чувствуют запах уголовного дела». В пресс-службе ГЦУПа не стали давать комментарии Daily Storm на эту тему. Однако сказали, что сотрудники покидали управление последние два года.