Войти в почту

По ком звонил колокол в Саратове

В Саратове прошел Всероссийский фестиваль-конкурс колокольного искусства. Он был организован в рамках Международных научных чтений памяти доктора искусствоведения, профессора Александра Сергеевича Ярешко, приуроченных к 75-летию со дня его рождения. В фестивале приняли участие его ученики и последователи из разных городов страны: Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Самары. Разместились звонари на балконе саратовской консерватории. Оттуда их выступление слышали почти все, кто прогуливался в этот день по проспекту Кирова. Горожанам представили большую программу, основу которой составили праздничные колокольные звоны различных регионов России. Доктор искусствоведения, профессор кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской Государственной Консерватории имени Собинова Алевтина Михайлова отметила, что на балконе консерватории такой концерт проходит впервые и выразила надежду, что фестиваль станет традиционным. Кстати, в первые века христианства на Руси в колокола звонили не так, как это делают сейчас. А на европейский манер - раскачивая не язык, а весь колокол. Ушами колокол неподвижно крепился к валу, концы которого вставлялись в выемки в стенах ниши, где колокол и находился. Вал имел отходящий в сторону шест очеп, к которому привязывалась веревка. Дергая эту веревку, звонарь раскачивал колокол вместе с валом, и колокол ударял в висевший свободно язык. Этот очепный способ был распространен во всех, за небольшим исключением, католических церквах не только в Европе, но и в Америке. Он давал не четкие, ритмичные, а бряцающие удары и не позволял использовать на колокольнях большие колокола. При раскачивании тяжелого колокола могла расшататься сама колокольня.

По ком звонил колокол в Саратове
© САРАТОВ24