Куда забросить удочку
Останется ли в стране бесплатная любительская рыбалка? Вокруг соответствующего законопроекта в парламенте уже пять лет идут жаркие дискуссии. Станет ли документ, затрагивающий интересы миллионов россиян, законом? Сегодня накануне рассмотрения документа во втором чтении его в очередной раз обсудит Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Народ против В России любительской рыбалкой увлекается каждый пятый гражданин, и в этом утверждении нет никакого преувеличения. На этот счёт проводилось немало социологических исследований, и все они близки по полученным результатам. Поэтому цифра почти в 32 миллиона любителей подобного времяпрепровождения, обнародованная в 2017 году «Левада-Центром», может считаться вполне достоверной. Уже одно это говорит о том, что такую тему следует отнести к разряду социально значимых для страны. Тем более что её появление было вызвано бурным недовольством в обществе принятием Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в котором в числе многих важных и нужных норм появилась одна, как выяснилось позже, неприемлемая для граждан новация — введение института рыбопромысловых участков. Смысл новации сводился к тому, что любой, по сути, водоём и прилегающая к нему береговая территория могли быть сданы в аренду для различных целей, в том числе для организации любительского рыболовства, но уже за плату. Надо понимать, что представляют собой береговая кромка и русло водоёма. Участков, удобных для подъезда или подхода к воде, немного, берега, как правило, зарастают деревьями или кустарником, дно во многих местах завалено корягами. Да и рыба не распространяется по всей акватории равномерно, а, как говорят, рыбаки «стоят» в определённых местах. Как раз такие наиболее удобные и рыбные водные участки, традиционные и известные места лова региональные и местные власти быстро превратили в платные, передав их бизнесменам, а уж те свою выгоду упускать не собирались. Реакция власти По стране тогда прокатилась волна протестов: в ряде городов прошли митинги. По словам заместителя директора МОО «Союз рыболовов» Юлии Реминой, это происходило в 18 регионах России. Дело дошло до того, что бывший в тот момент президентом Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре принять меры для обеспечения прав граждан, а тогдашний премьер-министр Владимир Путин в апреле 2011 года ввел мораторий на конкурсы по распределению участков для организации платной рыбной ловли. Росрыболовству же было поручено разработать отдельный законопроект «О любительском и спортивном рыболовстве», в общественном обсуждении которого приняли участие более пяти тысяч человек. Тогда казалось, что ситуация поворачивается в пользу рыбаков-любителей. Особенно после того, как на площадке Общероссийского народного фронта Владимир Путин обсудил с представителями общественных организаций тему платной рыбалки и подверг критике новую редакцию законопроекта о любительском рыболовстве. По его мнению, подготовленные поправки в закон «излишне забюрокрачивают этот процесс». Он отметил, что авторы законопроекта, безусловно, преследовали благие цели, в том числе, чтобы создать дополнительные условия и для рыбаков-любителей, и для воспроизводства рыбных ресурсов. Но во что это вылилось на практике, мы знаем, заявил он. Во многих регионах почти половина водного зеркала была передана коммерческим организациям для организации торгов. К радости всех рыболовов-любителей, Владимир Путин потребовал незамедлительно убрать из действующего законодательства норму о платных путевках для рыбалки. Правительственный законопроект о любительском рыболовстве 31 декабря 2012 года был официально внесён в Государственную Думу. О камне преткновения — пресловутых рыбопромысловых участках - там не было ни слова. Но зато был предложен механизм их переоформления теперь уже в рыболовные участки для ведения рекреационной деятельности по оказанию возмездных услуг в области любительского рыболовства. А так же - по выделению новых, но уже, правда, на основании решения комиссии из общественности и чиновников. Причём предлагалось выделить квоту для таких участков - не более 10 процентов от общего объема водного фонда субъектов Федерации. По сути, такой подход ничего не менял в идее организации платной рыбалки в России. Видимо, поэтому через год — 10 декабря 2013 года - при рассмотрении законопроекта на пленарном заседании было решено принять законопроект в первом чтении и представить поправки к нему в тридцатидневный срок. Эти тридцать дней растянулись на пять лет. Легче не стало Все эти годы российские любители рыбалки с нетерпением ожидали, чем же закончится в Правительстве работа над поправками в законопроект о любительском рыболовстве. В какой-то момент стало известно, что его название было дополнено словами «и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрение законопроекта во втором чтении не раз назначалось и откладывалось. Рыбопромысловые участки продолжали действовать, хотя процесс сокращения их количества, обозначенный официальным представителем Правительства, первым замминистра сельского хозяйства Игорем Маныловым в ходе первого чтения законопроекта в Госдуме, шёл неуклонно. По его словам, с 2011 до декабря 2013 года после введения моратория и предъявления Росрыболовством жёстких требований к пользователям уже предоставленных участков только в пяти-шести регионах объём распределенных участков превышал 10 процентов от общего водного фонда, а в остальных составлял от пяти до восьми процентов. Сегодня же, по данным начальника отдела спортивного и любительского рыболовства «Росохотрыболовсоюза» Анатолия Козыря, это максимум пять процентов, а повсеместно и меньше. Но трудностей у любителей рыбалки меньше не стало: традиционные и наиболее рыбные места по-прежнему находятся в частном пользовании. И миллионы рыболовов очень ждут, когда же наконец за ними законодательно будет закреплено право «свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования», как это представлено в законопроекте. Ведь, помимо трансформации рыбопромысловых участков в рыболовные, закон, принятый и вступивший в силу, заметил ещё при первом чтении законопроекта депутат Михаил Заполев, должен стать защитой для рыболова-любителя от ретивых рыбинспекторов, урегулировать все вопросы, которые возникают в отношениях «рыба — рыбалка», «инспектор - рыболов». Пока же любительская рыбалка продолжается и регулируется на основании подзаконных актов. В частности, на основании «Правил рыболовства», появившихся после внесения в 2017 году изменений в Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». И возникают проблемы. Например, согласно правилам, суточная норма вылова составляет пять килограммов рыбы в день на рыбака. Но как доказать проверяющему, если в садке десять килограммов, что ты приехал не сегодня, а вчера или позавчера? Очевидно — закон «О любительском рыболовстве» нужен. Это понимают все, кто так или иначе связан с процессом рыбалки. И потому новости о том, что Госдума возвращается к рассмотрению документа, пусть даже и с рыболовецкими участками, была воспринята позитивно. Все карты спутала информация о том, в Правительстве подготовлен новый, третий вариант поправок в законопроект. Что предлагает кабмин Многое совпадает с тем, что уже заложено в законопроект о любительском рыболовстве или в поправках, о которых говорили депутаты и эксперты. Например, Правительство намерено сформировать список особенно ценных видов рыб, и для их вылова рыболову придется получать специальное именное разрешение. Также предлагается запретить подводную охоту в местах массового отдыха граждан. Таким рыболовам будет запрещено пользование аквалангом и техническими средствами для поиска и обнаружения добычи. Оружие, используемое для подводной охоты, не разрешат применять над водной поверхностью. Под запрет попадают сети (кроме отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока — там под особым контролем), взрывчатые и химические вещества, электроудочки. А так же рыбалка на водных объектах, расположенных на землях обороны и безопасности, на особо охраняемых природных территориях. И наконец, неожиданность: платная рыбалка ликвидируется как таковая. Все договоры, которые были заключены владельцами рыбопромысловых участков, остаются в силе только до конца 2020 года. Сенсационный поворот событий, если это действительно так. Он концептуально меняет правительственный подход к законопроекту о любительском рыболовстве в части её организации, ведь и рыболовных участков, в которые предлагалось трансформировать рыболовно-промысловые, больше не предусматривается. Казалось бы, рыболовы-любители победили! Но, ещё даже не будучи официально внесены на рассмотрение в Госдуму, предложения Правительства уже вызвали у депутатов скептические настроения. Важно, чтобы люди были уверены: никаких дополнительных плат ни за какую рыбалку вводиться не будет. Так, по мнению председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, есть ряд настораживающих вопросов, которые волнуют каждого рыбака-любителя. Речь идёт, например, об именных разрешениях. Ведь одна из важнейших проблем, которую поднимали рыболовы-любители, подчеркнул депутат, не допустить, чтобы рыбалка стала в обязательном порядке платной. Как бы не были введены допуски и разрешения, за которые придется платить деньги. «Мы категорически выступаем против этого и считаем, что порядок выдачи тех самых именных разрешений должен быть более четко прописан», — заявил он. Сейчас, заметил депутат, есть предложение со стороны Правительства, чтобы эти именные разрешения остались для вылова особо ценных пород рыб, перечень которых будет определяться тем же кабмином. Но существует риск, что туда могут добавляться виды достаточно популярных рыб. «Мы видим определённый риск в том, что перечень этих пород может меняться Правительством, — отметил он. - Важно, чтобы люди были уверены: никаких дополнительных плат ни за какую рыбалку вводиться не будет. Это принципиальный вопрос, мы должны его отстаивать». Да и полный запрет рыбопромысловых участков, выделенных для организации любительского рыболовства, — весьма неоднозначный шаг, по мнению депутата. «Не надо забывать, что на территории Кольского полуострова и некоторых других регионов Севера есть промысловые участки, которые выполняют по факту рыбоохранную функцию: они практикуют и популяризируют вид любительского рыболовства по принципу «поймал-отпустил». Если бы не наличие этих рыбопромысловых участков, то не было бы в этих маленьких речушках Кольского полуострова ни семги, ни других ценных пород рыб, - указал Николай Николаев. - Отрегулировать любительское рыболовство один раз и для всей страны, не учитывая региональные особенности, было бы опрометчиво. Мы работаем над этим вопросом и находимся в диалоге и с Правительством, и с ОНФ и, главное, с рыбаками-любителями, которые именно и могут сказать, что нужно». Так что же нужно? Прежде всего, видимо, не совершать резких движений. Рыбалка — самое массовое хобби в России, любителей этого занятия больше, чем футбольных фанатов. А если речь идёт об учёте интересов одномоментно 30 миллионов граждан, это как раз тот случай, когда в законе должна быть досконально продумана, просчитана и прописана каждая деталь, чтобы не осталось ни малейшей лазейки для злоупотреблений и поводов для массового недовольства. Впрочем, рыбалка — это не только хобби. Как сообщил главный специалист охотничье-рыболовного хозяйства Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Александр Чугунов, по результатам проведенных опросов в зависимости от региона от 70 до 80 процентов граждан занимаются ловлей рыбы исключительно для личного употребления и от 10 до 16 процентов - для дополнительного источника питания. Eсли человек хочет заниматься этим бизнесом — пожалуйста, пусть строит базу рыболовную, пусть предоставляет услуги. Понятное дело, всем этим гражданам платная рыбалка не нужна в том виде, когда с них берут деньги за вылов рыбы. Но зато им нужна инфраструктура, которая может стать основой любительской рыбалки, как индустрии такого вида отдыха. По мнению экспертов из «Росохотрыболовсоюза», не следует просто взять и закрыть все рыбопромысловые участки. С деятельностью каждого из них нужно дотошно разбираться, а в законе зафиксировать, что продавать они должны не часть водной акватории и не путевки на вылов рыбы, а услуги, сопутствующие такому лову: трансфер до места, домики для проживания, снасти, аренду лодок, сопровождение квалифицированных егерей и многое другое, из чего складывается удачная рыбалка. Это именно то, о чём в ходе первого чтения законопроекта о любительской рыбалке говорил депутат Сергей Иванов: «Eсли человек хочет заниматься этим бизнесом — пожалуйста, пусть строит базу рыболовную, пусть предоставляет услуги: домики для проживания, чтобы не в палатках жить и комаров не кормить, приманки, удочки, лодки, что угодно; но всё, что касается рыбы, на откуп отдавать нельзя». Российскому рыболову-любителю нужна возможность цивилизованного выбора для реализации своего увлечения. Не исключено, что такая идея изначально закладывалась в начале двухтысячных, когда была совершена попытка ввести любительское рыболовство в правовое русло. Но ошибка в концепции закона, жадность региональных чиновников и предпринимателей, отсутствие должного контроля со стороны федеральных властей полностью дискредитировали эту идею в стране, где 130 тысяч рек и два миллиона озер. В который уже раз «хотели как лучше, а получилось как всегда».