На краю Сибири. Изменит ли условная граница реальную жизнь наших соседей?
С 4 ноября 2018 года жителям нашей области, чтобы побывать на Дальнем Востоке, достаточно доехать до Аршана. С этого дня Указом президента РФ из состава Сибирского федерального округа исключили Республику Бурятию и Забайкальский край. Отныне наши восточные соседи входят в Дальневосточный федеральный округ. Такое решение очень символично огласили в День народного единства. Новость свалилась как снег на голову, ранее её не обсуждали даже в узких околополитических кругах. Теперь же развернулись горячие споры о плюсах и минусах нововведения. Причём мнения полярно разделились: представители Бурятии и Забайкалья высказываются в основном в пользу решения, а вот иркутяне сугубо против. Все ждут преференций От лица правительства страны Указ официально прокомментировал министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов: «Дальневосточный регион и Забайкалье всегда были связаны друг с другом. У многих и там, и там живут друзья, близкие люди, родственники. Границы – это же условно, когда хочется встретиться, поговорить. В контексте министерства, конечно, работа предстоит большая. Мы сделаем всё, чтобы преференции развития Дальнего Востока, которые сейчас набирают обороты в 9 регионах, максимально развивались и в двух новых ещё». Речь идёт, прежде всего, о субсидировании авиаперевозок и программе «Дальневосточный гектар». На эти же плюсы напирает и врио губернатора Забайкалья Александр Осипов. По его мнению, у этого края и регионов Дальнего Востока схожие проблемы, поэтому справедливо, что жители получат те же преференции и льготы. «Благодаря новым финансовым инструментам мы сможем создавать больше хороших и разнообразных рабочих мест», – уверен Александр Осипов. Глава Бурятии Алексей Цыденов тоже ратует за вхождение республики в ДФО. По его словам, это даст дополнительные возможности региону. «Географически как мы были Сибирью, так и остаёмся – никто географию не менял, – подчёркивает он. – Мы получаем дополнительные административные плюсы, при этом ничего не теряя». Озеро одно – округа два Однако иркутские эксперты с этим не согласны. Так, политолог Алексей Петров уверен, что потери всё-таки будут. «Нужно признать, что Бурятия и Забайкальский край были не на самых видных местах в СФО, и вряд ли они выйдут с этих задворок региональной политики в новом округе. Хабаровск и Владивосток «подомнут» под себя Читу и Улан-Удэ ещё больше, – прокомментировал «АиФ в ВС» Алексей Петров. – Кроме того, нельзя говорить о том, что сейчас все буряты и читинцы резко поедут на Дальний Восток, ещё дальше от Москвы. Как бы там ни было, они больше настроены на переезд в Иркутск. Все студенты исторически едут учиться к нам. Сибирь для них ближе и географически, и психологически. Все буряты, думаю, сейчас находятся в недоумении. Росчерком пера их поделили на дальневосточных и сибирских». Многих также волнует, как жители Приангарья и Бурятии будут «делить» Байкал? Ведь отныне озеро не объединяет, а разделяет два региона. «Большинство программ по сохранению Байкала были завязаны на Иркутскую область и Бурятию. Теперь, когда мы в разных округах, начнётся перетягивание одеяла», – считает Алексей Петров. По мнению политолога Сергея Шмидта, мы теперь, может, и «середина земли» (всей земли), но уже не середина сибирской земли. «Мы теперь на краю Сибири, – подчёркивает эксперт. – В нашей чрезмерно администрированной стране это, скорее всего, может отрицательно сказаться на действующих и вероятных совместных проектах Иркутской области с Бурятией». Ничего общего? Мнение Дальнего Востока о присоединении новых соседей очень ёмко отражает комментарий политолога директора кафедры в Дальневосточном федеральном университете Виктора Бурлакова. «Теоретически, когда смотришь со стороны Москвы, объединение оправданно и логично, но с точки зрения управляемости – это большой шаг в сторону негативных последствий, – поделился с Vostok.Today учёный. – Регион становится просто гигантским, добавляются совершенно специфические территории, которые традиционно никак не были связаны с Дальним Востоком, кроме как единой Транссибирской и отчасти БАМовской ниткой. Управляемость ухудшается, а с экономической составляющей здесь всё зыбко и неопределённо. Расстояния такие, что просто ужас, добраться крайне проблематично, экономическая кооперация практически нулевая».