Лауреат конкурса L’OREAL-UNESCO - о научном азарте и счастье быть мамой
Недавно стало известно, что нижегородский физик выиграла национальный конкурс L’OREAL-UNESCO. Новоиспечённый лауреат, старший научный сотрудник отдела сверхбыстрых процессов Института прикладной физики РАН Елена Анашкина рассказала «АиФ-НН», почему надо идти в науку, не боясь декрета, и чем полезен людям свет среднего инфракрасного диапазона. Понятие круглосуточное - Елена, когда вы, хрупкая девушка, решили посвятить себя науке? - В младших классах школы любила математику, в старших - физику и астрономию. Мой интерес поддерживали родители. Были и личные амбиции, желание получить высокую оценку своего интеллектуального труда. Я участвовала в олимпиадах, писала работы в «Научное общество учащихся». После 9 класса всё лето сидела и решала сложные задачки - сама, без давления родителей. Мне хотелось в выпускных классах поучаствовать в олимпиадах более высокого уровня. Потом я поступила в университет, в Высшую школу общей прикладной физики (ВШОПФ). Есть такая шутка: там учиться нетрудно, трудно не учиться. Те, кто этого не хотел, уходили после первой сессии. Преподают на этом факультете в основном сотрудники ИПФРАН. Педагогика для них - дело второстепенное, они искренне пытаются студентов заинтересовать своей научной деятельностью. - Кто, на ваш взгляд, должен заниматься профориентацией? Живой пример - лучшая мотивация? - Помочь определиться детям всё же должны, скорее, педагоги и психологи. Прекрасно, когда ребёнок хочет всё знать, но он не способен воспринимать информацию как взрослый. Его могут отпугнуть сложные формулировки. Что касается студентов, начиная с третьего курса ребята приходят на практику в лаборатории, а с пятого - работают лаборантами-исследователями у своих научных руководителей. Это естественный процесс, который позволяет остаться в серьёзной науке. - Часто говорят, что современное высшее образование не даёт человеку нужной базы для успешной работы. Как в науке происходит переход от студенчества к работе? - Я бы сказала, что фундамент технического образования в Нижнем очень хороший. Конечно, когда ты приходишь в научную лабораторию, новые задачи выходят за рамки вузовской программы. Здесь уже надо учиться решать их самостоятельно. Нужен интерес, азарт, желание развиваться как личность и как профессионал. - Без этого успеха не достичь? - Это точно не та сфера деятельности, где можно отсидеть с девяти до пяти, закрыть двери кабинета и всё выбросить из головы до начала следующего рабочего дня. Радость доказывать - Чем вы таким занимаетесь, что вас высоко оценили лучшие умы России? - Моя основная работа связана с изучением лазерных волоконных источников в среднем инфракрасном диапазоне. Что это такое? Все мы знаем, что бывает видимый глазу свет. Также существует ближний инфракрасный диапазон, в котором, например, работает Интернет. А есть и средний инфракрасный диапазон с длинами волн более 3 микрон. - И чем он интересен? - Как раз в этом диапазоне находится много спектров поглощения различных веществ. То есть взрывчатые и ядовитые вещества именно в таком диапазоне могут оставлять «отпечатки пальцев». Мы направляем источник света нужного диапазона на определённый участок, анализируем излучение на выходе и делаем выводы, содержится ли здесь данное вещество. - Где это может быть полезно? - При разработке различных датчиков. Например, есть газопровод, надо узнать, нет ли там утечки. Также можно зондировать атмосферу на предмет содержания вредных газов. Много говорят о том, что средний инфракрасный диапазон подходит для неинвазивной диагностики в медицине. Но я сразу хочу сказать, что прикладной наукой, то есть созданием опытных приборов, я не занимаюсь. Мой конёк - это математическое моделирование. - Вам не бывает обидно, что подержать в руках результаты вашего труда нельзя? - У нас в лаборатории есть учёные-экспериментаторы. Они опытным путём доказывают, что мои теоретические расчёты можно реализовать, что мои идеи работают. Это всегда большая радость. Сегодня мало просто получить результаты исследований - ими надо уметь грамотно поделиться с научным сообществом: описать в статьях для научных журналов, выступить с докладом на конференции. Комиссии, которые выдают гранты на продолжение научной деятельности, часто смотрят не только на то, что учёный хочет сделать, но и на то, что он делал раньше, каково его резюме. - Вам комфортно работать с грантовой системой финансирования в современной науке? - Я другой системы и не знала, была на гранты заточена ещё со студенческих лет. Немного напрягает волокита, связанная с заполнением бумаг для заявки, потом - отчёты по её исполнению. На это я расходую 20-30% рабочего времени. Конечно, его бы хотелось тратить на науку. Без дискриминации - Премию L’OREAL-UNESCO, которую вы получите, вручают только женщинам, подчёркивая гендерную принадлежность учёного. Вас не смутил такой подход организаторов? - У нас даже фото не просили к заявке прилагать. Организаторы премии подчёркивают, что оценивают научные заслуги конкурсанток, потенциальное значение их исследований, то, насколько они могут повлиять на развитие той или иной сферы науки. Но надо понимать, что у женщин-учёных самый активный период научной работы совпадает с созданием семьи, рождением детей. Многие, осознав это заранее, могут сказать: зачем я пойду в серьёзную науку, если всё равно уйду в декрет и не реализую себя в полной мере? А лауреаты премии - женщины, которым удаётся совмещать науку со всеми прелестями жизни - замужеством, материнством. И они - живой пример: если наука действительно интересна, всё получится! Я сама мама 10-летней дочери и учёный одновременно. - Неужели с дискриминацией по половому признаку вам в профессии сталкиваться не приходилось? - В лицо мне никто ничего такого не говорил. Не замечала, чтобы я что-то сделала, но более высокую оценку получил коллега-мужчина. Наверное, мне повезло...