От мушкетеров до «Красотки» — как ботфорты завоевывали мир
Эта обувь вернулась в тренды, но ее нужно уметь носить Женщина в ботфортах — неистовая валькирия, отважная амазонка, перед которой трепещут современные мужчины в отглаженных пиджаках. Подобные образы неспроста вдохновляют дизайнеров, которые стремятся как можно быстрее вернуть в наш гардероб эти диковинные сапоги. Но чтобы не наломать дров и купленная вами обувь с высоким голенищем органично вписалась в образ, предлагаем вспомнить историю ботфортов, а затем понять, как же их носить и с чем сочетать. Сапоги, закрывающие ноги чуть ли не до пятой точки, мы привыкли называть ботфортами. Если покопаться в словарях, окажется, что произошло это слово от французского bottes — «сапог» и fortes — «сильный», а все вместе — «сильная обувь». И сразу понятно, почему эти сапоги первыми стали носить испанские наездники аж в XII веке (да-да, они опередили французов, которые придумали слово). Испанцы проводили много времени в седле, а в ботфортах ноги вроде как уставали меньше. Во что, кстати, верится с трудом, ведь сапоги были жесткими, практически не сгибались в коленях и плотно обтягивали. Но частью официальной формы европейских кавалеристов они все же стали. В XV веке ботфорты по достоинству оценил и Туманный Альбион. Случилось это во время правления Генриха VII. Он был их фанатом, и моду тут же подхватили при дворе. А еще век спустя свой вклад внес Карл I: в детстве у короля были проблемы с ногами, и придворные мастера изготавливали для него тугие высокие модели. Болезнь со временем прошла, а ботфорты остались. Во Францию эта обувь попала лишь в XVII веке, и тоже как часть милитаристской экипировки. Но благодаря стараниям Генриха IV вскоре ботфорты стали носить дворяне. И делали это с шиком — выйти из дома, не надев широкие сапоги с раструбами, считалось моветоном. Примерно в то же время покорили они и Италию, но вот печаль, на Апеннинах их «светское правление» продержалось недолго: их опять стали использовать только в качестве элемента военной формы. Аура сексуальности и силы, исходившая от них, не удивляет: ботфорты выросли из сапог рыцарей и мушкетеров. Они несут в себе мощный мужской заряд. Первой женщиной, которая надела их, была Жанна д’Арк. Во время суда воительница готова была согласиться с единственным обвинением: что осмелилась носить мужскую обувь на поле битвы и вне его. Родные пенаты Ну что ж мы все о заморских странах! Будто бы на Руси-матушке ботфорты не носили? Носили, конечно. На просторы нашей родины эта обувь попала при Петре I. Она изготавливалась из кожи и имела высокие голенища с пришитыми к верхней части раструбами, закрывающими коленную чашечку. Носили их, как и за границей, всадники (возможно, царь в своих путешествиях подсмотрел эту «обувную» идею). Говорили, в этот раз конструкция получилась приемлемой, не то что европейские образцы, и военные могли подолгу находиться в седле без каких-то либо неудобств. Кроме того, ботфорты защищали форму от загрязнений и изнашивания. На светских приемах раструбы подворачивались и становились своеобразным декоративным элементом. А в XIX веке эта исконно мужская обувь вошла даже в женский гардероб. Говорят, одной из поклонниц высоких сапог была императрица Екатерина Великая. Женщина сильная и независимая, она любила мужскую военную форму и нередко эпатировала публику стройными ногами, обтянутыми в кожу. Вслед за ней подтянулись и другие модницы. Конечно, это не превратилось в повсеместный тренд, но все же встретить на балу даму в ботфортах стало не так сложно, соответственно, и удивляло мужчин это куда меньше. Почему бы не позволить девушке небольшую шалость? Красота спасет мир Потом все резко изменилось. В шестидесятых годах прошлого века ботфорты уже без зазрения совести производили для представителей обоих полов. Эта обувь даже явилась определенной провокацией. Именно тогда в моду вошли первые мини-юбки, и высокие сапоги органично дополнили look. В восьмидесятых жару добавили актрисы лондонских подпольных эротических шоу. Тут уж не обошлось без корсетов и подвязок. Конечно, в приличном обществе такое не наденешь, и репутация ботфортов испортилась: их стали воспринимать как элемент одежды куртизанок. Не побоявшись этого, красотка Брижит Бардо одной из первых звезд предстала в провокационном образе в клипе Сержа Генсбура: от блондинки в крохотной мини-юбке и высоких сапогах невозможно было отвести взгляд. В 1963 году необычныя пара обуви из крокодиловой кожи появилась у Ива Сен-Лорана. Балетный танцовщик Рудольф Нуриев надел ее сразу, как попал в Европу. Идею подхватили другие кутюрье. Например, Пьер Карден предложил носить ботфорты из лакированной кожи с монохромными платьями-футлярами из джерси и лаковыми перчатками до локтя в тон. Джейн Фонда продемонстрировала свой вариант в роли Барбареллы и тотчас превратилась в главную эротическую фантазию мужчин. В 1990 году ее подвинула Джулия Робертс. Ее героиня «ночная бабочка» Вивиан надела кожаные сапоги с открытым мини-платьем. Ботфорты стали слишком сексуальными. Серьезные дамы не хотели носить обувь с дурной славой, однако понимали, что с ее помощью легко сделать фигуру более привлекательной. Так как же выйти из ситуации? Решение подсказали дизайнеры. В 2000 году подобная обувь впервые появилась во многих fashion-коллекциях. Самые классические и спокойные варианты предложили Chanel, Chloe и Paco Rabanne. Ботфорты с узкими длинными носками выпустил в 2001 году Роберто Кавалли, а Стелла МакКартни придумала сапоги из перфорированной кожи. В общем модельеры нашли «золотую жилу» и решили оторваться по полной. Они создавали сапоги различной высоты, с округлым и острым носком, широкие и узкие, декорировали их стразами, заклепками, шнуровкой, бахромой, мехом и вышивкой. Вскоре появились модели из велюра, текстиля, замши, лакированной и жатой кожи. Такое огромное разнообразие превратило их в элемент повседневного гардероба. Высокие сапоги начали сочетать не с вызывающими нарядами, а со сдержанной неброской одеждой. Они быстро стали универсальной обувью, подходящей женщинам любого возраста. Многие модные дома, такие как Hermes и Louis Vuitton, прибегли к услугам фирмы Jean-Caborit, которая делает ботфорты из кожи премиум-класса. В наши дни эти сапоги символизируют высочайшую женскую уверенность в себе. К примеру, Рианна часто появляется в моделях, которые закрывают все бедро. Модный критик Стивен Бэйли даже говорит по этому поводу, что «подобный стиль одновременно скрывает и рекламирует: любопытный взгляд обязательно устремится к местам повыше колена и его заинтересует запретное и скрытое от глаз бедро». В 2009 году Мадонна на ежегодном вечере Института костюма появилась в узких брюках из голубого атласа и кожаных ботфортах. Вскоре они стали для известных женщин средством продемонстрировать свою сексуальность, но не выглядеть вульгарной. К примеру, их любила носить Виктория Бекхэм, но сочетала с простой футболкой и джинсами скинни. Звезды вообще неровно дышат к этому виду обуви. Но все же их выбирают обычно молодые женщины, которые часто бывают на публике, к примеру, Меган Фокс, Дженнифер Энистон, Линдси Лохан или Кейт Мосс. Увидеть в высоких сапогах примерную голливудскую мамочку практически нереально, рискнуть могут разве что Дженнифер Лопес или Джессика Альба, да и то сто раз перед этим подумают. База знаний Не будем лукавить, что ботфорты, безусловно, стильные и яркие, но носить их крайне сложно. При сочетании с одеждой прежде всего стоит учитывать их устоявшийся статус сексуальной и довольно провокационной обуви, который требует минимума других пикантных акцентов. Главное правило при ношении высоких сапог — их ни в коем случае нельзя надевать с откровенными платьями, топами и блузами и, боже упаси, с глубоким декольте. Второе правило: чем сильнее декорирована одежда, тем проще должны быть ботфорты, и чем скромнее наряд, тем более вызывающей и украшенной может быть обувь. В этом случае допустимо носить сапоги с пряжками, металлическими элементами, принтом и иными привлекающими к себе внимание деталями. Также, выбирая сапоги с высоким голенищем, никогда не стоит забывать о пропорциях. Например, лучше всего носить с ботфортами миди-юбки с завышенной талией и объемные свитера. А вот короткие юбки в зоне риска. В случае с ними излишний сексапил можно попробовать нивелировать сапогами на плоском ходу. Кстати говоря, такие модели не только безумно удобны в носке, но еще и идеально смотрятся с короткими куртками и узкими брюками. Таким образом, однотонную обувь без лишнего декора смело можно назвать универсальным вариантом. Ее легко комбинировать с юбками, платьями, леггинсами и джинсами, тренчами, приталенными пиджаками и пальто. Богато декорированные модели оставьте для особых случаев. Помните лишь одно: всегда нужно верно оценивать свои ножки: если они тонкие и стройные, смело носите облегающие модели или даже ботфорты-чулки; а вот если ноги у вас чуть полноватые — лучше выбрать варианты средней ширины. Так что будьте в тренде, но старайтесь не перегибать палку.