Войти в почту

Человек и море: какие суда мы построим через 20 лет?

Москва, 1 ноября - "Вести.Экономика" 31 октября в рамках форума Vestifinance в Digital October стартовало обсуждение будущего российской промышленности. О том, что ждет в ближайшее 20 лет отечественное, а вместе с ним мировое судостроение, прочитал лекцию Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация». Как отметил Алексей Рахманов, отвечая на вопрос одного из слушателей, «откройте Жюля Верна и посмотрите, как в восприятии писателя тех лет выглядели подводные лодки: со штурвалами, с рычагами, чуть ли не с парусами. Это нормальное свойство мозга – пытаться приписать будущему какие-то образцы, к которым мы привыкли в настоящем». Однако если не пытаться заглянуть слишком далеко, основные тренды будущего в том, что касается водного транспорта, можно разглядеть уже сейчас. Так, совершенно очевидно, что роль морских и речных перевозок в ближайшие десятилетия будет только возрастать. На данный момент 70% всех грузов в мире транспортируется именно по морю, и во множестве случаев этому способу попросту нет альтернатив. То же самое касается и внутренних вод – например, на 4/5 территории России доставить груз в нужную точку можно только по воде. И даже с развитием автодорог или строительством новых отрезков железных дорог роль водного транспорта вряд ли станет меньше. Причин тому немало, среди наиболее актуальных на сегодняшний день – уровень выбросов вредных веществ, который даже у современного водного транспорта в сотни раз ниже, чем у автомобилей (что уж говорить о водном транспорте будущего, который впитает в себя множество новых «чистых» технологий). Еще один фактор, который в будущем неизбежно повлияет на еще большее распространения любой техники и технологий, связанных с использованием водных пространств, - глобальное потепление. Год от года тают ледники, а значит, увеличивается площадь земной поверхности, занятая океаном. В этих условиях людям неизбежно придется осваивать «водные» способы развития экономики – от плавучих электростанций до плавучих городов. Вообще, мировой океан освоен человеком лишь на 10%, и в будущем нам предстоит увеличивать и увеличивать этот процент. Помогут нам в этом, по мнению Алексея Рахманова, автоматизированные и роботизированные подводные аппараты и установки, которые позволят исследовать морские глубины и вести добычу полезных ископаемых без риска для человека и гораздо дешевле, чем сейчас. В сущности, на данный момент почти все новые технологии в судостроении – особенно в том, что касается военной и научно-исследовательской техники – ориентированы в первую очередь на снижение рисков для экипажа, обеспечение максимальной безопасности водного транспорта для людей. Помимо повышения уровня безопасности работы в море, курс на беспилотные технологии позволит серьезно снизить стоимость грузоперевозок: сейчас 44% всех затрат в этой сфере приходится на оплату труда и обеспечение его условий. Еще одна тенденция в судостроении, которая точно останется с нами надолго – это активное использование композитных материалов, а также аддитивных методов их обработки, то есть, к примеру, 3D печати. Уже сейчас оборудование «Объединенной судостроительной корпорации» позволяет производить этим способом детали до шести метров в длину, и это далеко не предел. Если подвести итог всему сказанному Алексеем Рахмановым во время лекции и беседы со слушателями, то пусть мы не знаем точно, как будут выглядеть суда будущего, но можем с уверенностью предсказать, что их будет очень и очень много, их размеры продолжат увеличиваться, среди них появятся крайне непривычные (например, круизные ледоколы), строиться они будут по модульному принципу, а управляться полностью или почти полностью автоматикой.

Человек и море: какие суда мы построим через 20 лет?
© Вести Экономика