В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Театральный "Прорыв" в Москве: пять спектаклей из Северной столицы

С 4 по 9 ноября в впервые пройдут гастроли петербургского театра "Приют комедианта". Он везет постановки, которые вряд ли можно будет еще раз увидеть в Москве, более того — на них и в сложно достать билеты.

Театральный "Прорыв" в Москве: пять спектаклей из Северной столицы
Фото: ТАССТАСС

Эти спектакли — актуальный срез молодого, современного театра. Все пять режиссеров "Приюта комедианта", которые участвуют в гастролях, выигрывали театральную премию "Прорыв", а некоторые — даже по несколько раз. Ей отмечают режиссеров, актеров и художников до 35 лет.

Видео дня

"Толстого нет"

4 ноября, 19:30

Новая сцена Театра им. Е. Вахтангова

Режиссер—

2 часа 40 минут, 1 антракт

В пьесе Погодиной-Кузьминой и в спектакле по ней Толстого нет. Ни его самого, ни его творчества. Лишь однажды, как тень, он появляется вдалеке сцены.

Зато есть его жена Софья Андреевна, которая прожила с ним в браке 48 лет. Она мать 13 детей, помощница и поддержка писателя. Казалось бы, в доме в Ясной Поляне должна царить гармония и любовь, но нет, что-то пошло не так. "Почему судьба не дала мне полюбить простого человека?" — восклицает в какой-то момент Софья Андреевна. Что и как произошло в доме Толстых, зрителям предстоит узнать через историю самой близкой писателю женщины.

Роль исполняет народная артистка Ольга Антонова, которая была одной из любимых актрис ("Троянской войны не будет", "Свадьба. Юбилей"). В кино она успешно дебютировала в его же фильме "Почти смешная история", прославилась ролью Наташи в "Астеническом синдроме" Муратовой, снималась в фильмах . Сейчас это единственная постановка, где можно увидеть легендарную артистку.

"Интересно, чем жила семья Толстого, пока писатель работал над великими романами и повестями, пробивал себе дорогу в истории, в литературе. В это время его жена и дети заботились о том, что нужно колоть дрова, носить воду. Мне кажется, что драматург Погодина-Кузьмина взяла отличный ракурс: предположила, что происходило вокруг этого великого старца и философа, когда он писал. В этом мы и пытались разобраться". Режиссер Денис Хуснияров — о спектакле "Толстого нет"

"Любовная история"

5 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

От 1 часа 30 минут

Авангардный спектакль наделал шума еще в 2013 году. Эта постановка — без привычных диалогов, никакого действия, на сцене лишь стакан воды, вокруг которого будто и строится постановка.

Премьерные показы были неоднозначно приняты критикой, и возможно, только сейчас можно понять актуальность текста Хайнера Мюллера (между прочим, после — самый знаковый драматург немецкого театра) и постановки Волкострелова. В самом деле, кому нужны эти ваши диалоги, когда главное (не только в театре, а вообще) — отношения людей, взаимоуважение и энергия, которая образуется между партнерами на сцене, между мужчиной и женщиной, между артистами и зрителями.

Кстати, это уникальный шанс сидеть в театре столько, сколько душе угодно. Заключительная сцена спектакля длится до тех пор, пока зал не покинет последний зритель. Так что можно, например, провести над Волкостреловым эксперимент и находиться на своем месте до тех пор, пока он не выгонит вас из зала.

"Сегодня "Любовная история" звучит иначе, чем пять лет назад: сменился дискурс, появились новые темы, которые меняют наше сознание. И спектакль звучит не то что актуальнее, у него больше возможностей найти отклик у зрителя. Для нас это достаточно просто рассказанная история отношений двух людей. Мы анализируем, что значит "обладание человеком", возможно ли оно. Права людей и гендерное неравенство — тоже важные для нас темы. В спектакле нет целенаправленной провокации, вызов и провокация, о которых сейчас говорят в связи с "Любовной историей", — это скорее эхо первых показов спектакля, где реакция зрителей была достаточно сложной". Режиссер Дмитрий Волкострелов — о спектакле "Любовная история"

"Братья"

6 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер —

3 часа 40 минут, 2 антракта

В описании к спектаклю значится: "Действие для тех, кто искушен, 18+". В основе — "Братья Карамазовы", однако в центре внимания не сюжет романа. Отрывки из Достоевского собраны в причудливый коллаж: получается жесткий, лаконичный текст — о природе сознания человека, о его внутреннем мире, который раздирают мысли о смысле существования, об ответственности за свои поступки, о добре и зле. На сцене раскрываются самые удаленные, скрытые от обычного взгляда грани знакомых со школы персонажей, их психология.

К слову, рейтинг "18+" у спектакля стоит именно поэтому — потому что он сложный для восприятия, рассчитанный на вдумчивого зрителя. Никаких непотребств, ломающих неокрепшую психику, на сцене нет.

"Собачье сердце"

8 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер —

Актеры — , Илья Дель, , и другие

2 часа 30 минут, 1 антракт

В основе — история хирурга Преображенского, который решил провести эксперимент по трансплантации человеческого гипофиза собаке (и в спектакле ничего не меняется, даже текст остался). Главной — что в романе, что в спектакле — является идея нового человека: у Булгакова операция порождает, как и Октябрьская революция, новый тип человека; нам же на историческое событие остается смотреть спустя 100 лет — к чему привела перестройка и какими были люди, рожденные бурей?

Есть режиссеры, которые убирают персонажей из первоисточника (например, Карбаускис убрал Обломова из "Обломова"), а есть те, которые добавляют или меняют. У Булгакова в тексте есть чучело совы. И у Диденко есть Сова, только она теперь становится персонажем — воплощением фатума, рока, символом мудрости. В темном пространстве сцены она отличает правду от лжи и в то же время, как пророчица, зачитывает размышления Шарика.

Диденко любит (и ему это удается) совмещать театр и приемы кинематографа. Он один из тех режиссеров, кто уверенно и умело использует мультимедиа на современной сцене. В спектакле есть экраны и видеокамеры, благодаря чему действие можно увидеть с разных сторон: вот персонажи лежат на сцене, а камера снимает их сверху, передавая изображение на задник (такую технологию, доведенную до идеала, режиссер использовал в своей постановке "Текста" Глуховского на сцене Театра Ермоловой).

"Собачье сердце" — это такой анатомический театр. Все действие происходит в операционной.

В спектакле много музыки — еще в самом начале работы я попросил композитора написать музыку к кино, своего рода саундтрек. Есть у нас несколько вокальных номеров, зонги. Мне нравится, когда люди поют, — в этот момент они по-особому раскрываются. Когда я слышу поющего человека, мне кажется, что я слышу голос его настоящей природы". Режиссер Максим Диденко — о спектакле "Собачье сердце"

"Смерть Тарелкина"

9 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер —

2 часа 20 минут, 1 антракт

Как и в гоголевском "Ревизоре", в пьесе Сухово-Кобылина показывается бюрократия, страдать от которой не перестанут, кажется, и еще через 100 лет (пьеса "Смерть Тарелкина" написана в 1869 году). Хотя произведение и названо комедией, события, которые разворачиваются на сцене, довольно нетипичны для этого жанра. Главный герой, чтобы сбежать от кредиторов, инсценирует собственную смерть. Но чтобы оставаться "живым" и шантажировать своего начальника (с которым до этого брал взятку), он похищает личность другого человека.

Режиссер Семен Серзин отказался от авторского финала, поэтому зрителей, особенно знакомых с текстом, ожидает сюрприз. Столкнувшись, как у Гоголя и Салтыкова-Щедрина, с отечественным кривосудием, главный герой то ли получает по заслугам, то ли мучается почем зря.

"Мы определили жанр спектакля как "черная комедия". Хотелось, чтобы сквозь смех становилось в итоге страшно от того, что весь этот бред про упырей и вурдалаков может стать материалом уголовного дела.

И все это, несомненно, связано и с сегодняшним днем, часто жизнь напоминает какой-то фарс, бред". Режиссер Семен Серзин — о спектакле "Смерть Тарелкина"

Кадрия Садыкова