У трети россиян нашлись сбережения
Практически три четверти россиян не смогли сделать хоть какие-нибудь сбережения в уходящем месяце, следует из материалов Центробанка, которые проанализировал News.ru. Откладывать не удаётся даже несмотря на то, что большинство людей стараются экономить и совершать более рациональные покупки. В октябре 33% россиян познаются, что у них или их семей есть сбережения. Это на два процентных пункта больше, чем в прошлом месяце, свидетельствуют данные ЦБ, подготовленные на основе опросов населения. Ещё 65% граждан говорят, что сбережений у них нет, остальные затрудняются ответить на вопрос про семейную «копилку». Две трети — это не самый низкий показатель за всю историю наблюдений с января 2016-го. Хуже цифра была в сентябре, когда 67% опрошенных признались, что у них нет сбережений. Такой же показатель был в декабре 2017-го. И это — исторический минимум. В то же время в октябре этого года 74% респондентов не удалось отложить денег, хотя в сентябре таковых было на два п.п. меньше. Минимальный показатель за всю историю наблюдений был в августе этого года — 75% россиян не смогли сделать сбережения за месяц. Лишь треть россиян пытаются финансов обеспечить свою пенсию, добавляет представитель Минфина. Эти граждане смотрят на доходность разных финансовых инструментов и сохранность вложенных в них денег. Тяга к экономии Сейчас есть чёткое стремление людей экономить и совершать более рациональные покупки, рассказывает News.ru гендиректор «Ромир Мониторинг Стандарт» Ольга Горелова. В последние годы россияне всё активнее пользуются различными промоакциями ритейлеров — начиная с 2012 года доля таких покупок растёт в среднем на 14% в год. «По последним данным, от 18 до 57% приобретений в зависимости от сегмента совершается именно по специальной цене», — уточняет Ольга Горелова. При этом почти половина населения (45%) была вынуждена экономить в октябре, писал ранее News.ru. Показатель в октябре оказался на шесть процентных пунктов меньше, чем в сентябре. Больше всего россияне пытаются экономить на еде — мясе, рыбе и сыре с колбасой. В этом признаются почти треть респондентов. Когда экономия достигает своего максимума, люди практически полностью потребляют наиболее дешёвые товары, которые, во-первых, имеют ограниченное число товаров-заменителей, а во-вторых, весь ассортимент таких товаров напрямую подвержен динамике инфляционных процессов, зависящих от множества факторов, включая курс рубля, урожайность, тарифную и налоговую политику и т. д., напоминает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Таким образом, покупательская способность людей с пониженным уровнем доходов, потребляющих наиболее дешёвые товары, становится наиболее подверженной инфляции. При этом видно, что с 2012 года доля россиян, который считают свои заработок достаточным, упала практически вдвое — до 8% в октябре этого года, отмечает Ольга Горелова. Но за последние два года ситуация изменилась незначительно — в 2014 году «оптимистов» было 7%.