Войти в почту

Прогулка по «Городской усадьбе»

Александр Лещенко собирает крупицы истории с детства: всё началось с дворовых походов за «сокровищами», потом мальчишеская забава переросла в серьёзное увлечение и, наконец, стала делом всей жизни. Он бережно хранит каждый найденный фрагмент дореволюционного города: самые старые предметы быта, попавшие в руки Александра Владимировича, датируются 70-ми годами XIX века. Но для него каждая вещица ценна не возрастом, а уникальной историей создания. И самый яркий экземпляр в огромной коллекции Лещенко — двухэтажный дом. Детская мечта Деревянный особняк с цоколем из кирпича построили на углу улиц Амурской и Богдана Хмельницкого (ранее — Торговой). Его возводили как доходный дом, потом там нашли приют несколько советских семей, а в наши дни здание едва не рассыпалось от ветхости. «Мне не удалось, к сожалению, узнать, кто именно его строил, и даже возраст известен лишь примерно. Здание появилось в Благовещенске между 1908-м и 1913-м. Мы выяснили это случайно: попало в руки рекламное объявление 1914 года. Точно известно, что этот дом строили как доходный. В цоколе работала переплётная мастерская, там был целый цех. Кстати, это одна из самых старых мастерских в Благовещенске: она существовала с 1868 года. На втором этаже жил врач, и там же он вёл приём. А собственник здания жил буквально через дорогу, он принадлежал к купеческому роду», — делится Александр Владимирович. Фельдшер, который был одним из арендаторов дома, после Октябрьской революции уехал в Харбин (Китай), а затем вернулся на родину в Омск. Но судьба врача сложилась трагично: он попал в репрессивную машину и в 1937 году был расстрелян. Вместо переплётной мастерской открылась лавка. А во время Великой Отечественной войны здание стало коммунальным прибежищем для нескольких трудовых семей. Примечательный факт — одна из жительниц Благовещенска, чьё детство и юность прошли в стенах когда-то доходного дома, в конце 70-х стала соседкой Александра Лещенко. Двухэтажное здание привлекало горожанина едва ли не с детских лет. И когда представилась возможность спасти историческое строение, Александр Владимирович ухватился за шанс. «Я даже мечтал там жить, уж больно он красив был снаружи. Но время шло, здание ветшало. В конце концов несколько строений в этом районе — и „мой“ дом в том числе — определили под снос, а жильцов стали расселять. Я записался тогда на приём к Березовскому (Павел Березовский — мэр Благовещенска с 2011 по 2014 год — DV), просил его посодействовать в сохранении здания. А у мэрии нет таких полномочий, чтобы частному лицу муниципальную собственность передать просто так. Два года мы искали выход. В итоге оформили некоммерческую организацию по сохранению историко-культурного наследия, назвали „Городская усадьба“. И на баланс передали этот дом», — вспоминает Лещенко. На новом месте Сейчас дома № 235/1 по улице Амурской не найти на картах города, но у столетнего «ветерана» благовещенской архитектуры появился шанс на вторую жизнь — коллекционер и его дети вкладывают собственные силы и средства в проект музея «Городская усадьба». Номинально горожанин получил особняк, теперь предстояло его сохранить. Было решено перенести здание в другое место в черте города — но куда? Варианты нового участка были, но то огромная территория, то окраина, то неудачное соседство с современными строениями. В итоге в мэрии предложили реконструировать здание на территории городского парка. Так и началось воплощение давней мечты Александра Лещенко. Для «Городской усадьбы» выделили небольшой пустырь в парке рядом с Амурским театром драмы — недалеко от перекрёстка улиц Мухина и Ленина. «Давным-давно на этом месте был небольшой переулок Безымянный, сейчас его уже нет на карте. И там тоже стоял старинный особняк. Он, к сожалению, не сохранился, одни развалины остались да фундамента кусок. И вот на месте этого дома мы поставим наш», — делится горожанин. Создание дома-музея длится уже четыре года. За это время коллекционер потратил больше трёх миллионов рублей. Даже гвозди аккуратно вытаскивают и чистят: вскоре предстоит использовать их вновь. Часть кирпичной кладки разрушилась — приходится искать подходящие фрагменты на других зданиях — ровесниках будущего музея. Аналогичная проблема и с брёвнами: технология креплений по углам давно не используется, приходится всё делать на свой страх и риск. Семейству Лещенко не хватило шести деревянных балок по восемь метров каждая. Нашли стройматериалы по другим домам. «Работа очень долгая и кропотливая. Поэтому почти всё делаем своими руками — я и два сына. Сложно найти мастеровитых людей, которые согласились бы работать со столетними кирпичами, с этими старыми брёвнами. Мы ведь даже технологии соблюдаем те, старые, которые использовались до революции. Между кирпичами нужно класть буквально пять миллиметров цемента, а не толстый слой, как сейчас строители кладут. К тому же не все кирпичи одинаковые: из разных мастерских, от разных производителей — об этом говорят клейма. Они по размеру чуть-чуть различаются, и при выкладке стен это нужно учитывать. Я так две бригады пытался нанять, чтобы подсобили — и деньги готов был заплатить немалые. Отказались. Не наша это, говорят, работа — проще заново построить», — сетует коллекционер. Впрочем, часть денег на восстановление купеческого дома всё же удалось получить от местных властей — 150 тысяч семье Лещенко выделили в виде гранта. Добавив ещё такую же сумму, мастер оформил экспозицию — коллекцию резных деревянных наличников. Экспонаты — ровесники особняка, их Александр Владимирович собирал на развалинах других исторических зданий города. Возможно, декоративные элементы украсят и дом-музей, когда он будет полностью восстановлен. Но когда «Городская усадьба» распахнёт свои двери для посетителей, неизвестно. «В этом году мало что было сделано. Здоровье уже не то, да и с деньгами было трудно. У нас же обычно как: один из сыновей работает, а я со вторым на этой стройке пропадаю. А в этом году и так очень тяжко было. Ничего, справимся. Не знаю, правда, когда — но сделаем», — уверен Лещенко. Работы ещё много Столяр и его сыновья почти закончили собирать основу здания. Осталось доделать крышу — и можно приступать к отделочным работам. Но и их объём впечатляет: снаружи и изнутри стены нужно обшить, чтобы скрыть столетние потрёпанные брёвна. Пол, двери, окна — всё требует новых вложений и материалов. К сожалению, из-за нехватки денег работы продвигаются куда медленнее, чем хотелось бы коллекционеру. Восстановленный особняк будет принадлежать Благовещенску. Александр Владимирович пока не знает, каким образом передать его местным властям: пока работы не закончены, решать бюрократический вопрос не имеет смысла. Но в одном Лещенко уверен: в доме-музее найдётся место для части его коллекции предметов быта горожан XIX века. Старинные самовары, лампы, посуда, предметы интерьера и живопись — личному фонду любителя истории может позавидовать и краеведческий музей. «Современные вещи и те, что после революции были, мне не интересны. А вот позапрошлый век — да. У меня и бутылочки есть, и иконы, и даже дверцы печные — всё старинное, больше ста лет. Что-то сам находил, что-то мне приносят, дарят. Некоторые вещи я раздаю — мне не жаль, если у человека глаза горят. И дети мои эту страсть к истории тоже унаследовали: уже свои коллекции находок собирают. Конечно, всё моё собрание в доме-музее не вместится, да и ни к чему там столько мелких экспонатов. Но какую-то часть я обязательно передам. Пускай люди смотрят и узнают историю Благовещенска. Это ведь важно — знать, чем и как жил твой город», — считает деревянных дел мастер. И всё же главной жемчужиной коллекции Александра Владимировича остаётся тот самый доходный дом из детства. Столетний особняк когда-нибудь откроется для жителей Благовещенска и поведает им много интересных историй — семья Лещенко готова сделать всё, чтобы однажды это случилось.

Прогулка по «Городской усадьбе»
© Дальний Восток