Войти в почту

Город манит и обманывает. К чему привела Индию неконтролируемая урбанизация

Высокие темпы роста индийской экономики приводят к созданию новых рабочих мест, что привлекает в крупные индийские города все большее количество людей из провинции в поисках лучшей жизни. Но индийский город не выполняет своих обещаний. Начнем с цифр. В списке топ-10 самых густонаселенных городов мира четыре города приходятся на Индию, Пакистан и Бангладеш. На десятом месте Дакка, столица Бангладеш (12 млн человек), на девятом месте, к слову, Москва. Восьмое место занимает Бомбей (13 млн жителей), Дели на четвертом месте (16 млн человек) и Карачи, столица Пакистана, — на почетном втором (23,5 млн). В списке 20 самых крупных городов мира ближе к концу фигурирует еще один индийский город — Калькутта. Интересно, что хотя в Москве и Дакке население примерно одинаковое, по ощущениям Дакка — это огромный муравейник, гораздо более интенсивно населенный, чем Москва. Но вернемся в Индию. Экология и перенаселенность В августе мы переехали из Дели на юг страны, в Бангалор. Переезд был обусловлен несколькими причинами, в том числе угрожающей здоровью экологией Дели. Надвигающаяся там экологическая катастрофа связана с последствиями постоянно растущего населения. Нормы загрязнения воздуха по отдельным, самым вредным для человека, параметрам превышаются зимой, на пике смога, в 18 раз. Летом, в самый экологически "благоприятный" период, воздух грязнее верхнего порога нормы "всего" в четыре раза. Инфраструктура города не справляется с наплывом людей, и эта ситуация характерна для всех растущих индийских городов. Когда не так давно в Дели приезжал с визитом бельгийский король, премьер-министр Индии Моди предложил ему прогулку по столице, но европейский монарх отказался, так как не счел возможным выходить на улицу при таком загрязнении воздуха. Одной из многих причин ухудшающейся экологии являются автомобильные пробки. Бангалор славится своими заторами на всю Индию. В городе, изначально рассчитанном на 50 тыс. пенсионеров, проживает сегодня более 9 млн человек. И все стоит. В результате мы поселились рядом с аэропортом, вдали от центра, где есть чем дышать, но до города на машине по пробкам ехать полтора часа. Немногим лучше ситуация в Дели и Мумбаи. И даже в небольших туристических городах Агре и Джайпуре тоже сложная дорожная обстановка. Трудно сказать, имеют ли какой-то эффект меры правительства по улучшению экологической ситуации. Последний раз Моди рассказывал мировой общественности на форуме в Давосе, как Индия собирается решать проблемы экологии, но пока ситуация только ухудшается. Люди стремятся переехать в город, чтобы качественно изменить свой образ жизни. Едут за новыми возможностями, увеличением достатка, расширением среды общения, хорошим образованием. Но чаще всего крупные индийские города оказываются большой иллюзией, и приезжие из провинций оказываются в гораздо худших условиях, чем прежде. Так как приток населения не контролируется и программы социального жилья не успевают за ростом городов, люди живут в трущобах или просто в бедных перенаселенных районах. Однажды в Мумбаи мы вышли вечером погулять и через дорогу от пятизвездочной гостиницы обнаружили трущобу прямо на берегу моря, на пляже. Есть в этом некая ирония — люди живут в лачугах, но целый год дышат морским воздухом. Правда, купаться в этом море нельзя, так как оно слишком грязное. В городах грязно, в отличие от индийской деревни, где столетиями сложившийся уклад обеспечивает порядок и чистоту. И в целом индийская городская жизнь производит впечатление хаоса. К сожалению, ни один из крупных индийских городов нельзя назвать гармоничным, все эти мегаполисы — тяжелые для жизни, хотя в каждом есть красивые районы и дорогое жилье. По данным исследования 2017 года британской компании Zipjet о городах с наивысшим уровнем стресса, Дели занимает в этом рейтинге третье место в Азии после все тех же Дакки и Карачи. Мумбаи на пятом месте, Калькутта — на седьмом и наш Бангалор — на восьмом. В результате даже люди с высоким достатком не могут обеспечить себе в городе достойную жизнь. Деньги не решают проблему экологии для отдельно взятой семьи. Особенности национального характера Неконтролируемую урбанизацию частично компенсирует индийский характер. Ситуация давно взорвалась бы, если бы не интровертность индийцев. Их внимание во многом обращено внутрь себя. У индийцев в жизни традиционно мало личного пространства, поэтому они в целом неагрессивны и терпеливы. И улыбаются в ситуациях, когда "западный" человек запаниковал бы или огрызнулся. Нас всегда удивляет, как слаженно при такой скученности работают различные городские службы. Европа бы с такой концентрацией не справилась, коллапс произошел бы в течение 24 часов. А в Индии все каким-то образом работает. Легендарный железнодорожный вокзал в Мумбаи (имеет статус мирового наследия ЮНЕСКО) перевозит 3 млн пассажиров в день и является самым загруженным вокзалом в мире. В Дели прекрасное метро. К сожалению, средний класс считает непрестижным ездить на метро, а зря. Оно чистое, удобное, безопасное — есть даже отдельные вагоны для женщин. В Индии очень неплохая система медицинского обслуживания для разных уровней дохода. В больницах всегда многолюдно, там же ведется амбулаторный прием, но персонал работает быстро и слаженно, ждать нигде подолгу не приходится. В Индии все работает на контрастах. Несмотря на то что здесь находятся крупнейшие в мире города, страна по-прежнему по духу и укладу своему — аграрная. Поэтому в Индии, коли не получается с урбанизацией, имеет смысл постараться "повернуться лицом к деревне" и создать условия для нормальной жизни там, включая создание механизма социальных лифтов через стартапы в агроиндустрии и программы социального развития. Эта "еретическая" до недавнего времени идея потихоньку овладевает умами индийцев. Если Ганди связывал деревню с общиной и ручным трудом на благо индивидуального развития, то сегодняшние НГО ставят перед собой задачу остановить отток молодежи из деревни, предоставив им возможность самореализоваться в привычной среде и избежать испытаний монстрообразным городом.

Город манит и обманывает. К чему привела Индию неконтролируемая урбанизация
© ТАСС