Ещё

Богатство и благотворительность: 7 знаменитых меценатов прошлого 

Богатство и благотворительность: 7 знаменитых меценатов прошлого
Фото: Вести Экономика
, 29 октября — «Вести. Экономика». Многие богатые люди занимаются не только инвестициями и умножением своего состояния, но также отдают часть своего состояния на благотворительность.
Так, всем известная инициатива Giving Pledge собрала уже более 100 подписантов.
Богатые люди не только жертвуют деньги на борьбу с голодом или на повышение качества обучения бедных слоев населения.
Очень часто богатые люди являются горячими поклонниками искусства. Они коллекционируют редкие произведения искусства, финансируют театры и балеты или художественные выставки.
Таких людей называют меценатами.
Меценат — человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.
Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.
В нашей стране меценатство переживало как периоды подъема, так и периоды упадка.
Однако история сохранила имена многих замечательных людей, благодаря которым было сделано много полезного как для искусства и культуры, так и для общества.
Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты.
Ниже мы расскажем о самых известных российских меценатах (1832–1898)
Павел Михайлович Третьяков — российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.
Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова.
Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.
31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в  о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи — городу.
Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. (1841–1918)
Савва Иванович Мамонтов — русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.
Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов.
В Абрамцевском художественном кружке, созданном в принадлежавшем Мамонтову подмосковном имении Абрамцево, сумели раскрыть себя такие живописцы, как , , и другие.
Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством , который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.
С 1899 года Мамонтов совместно с княгиней финансировал журнал «Мир искусства».
В конце 1900 года Мамонтов поселился в доме неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева.
Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.
Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину. (1862–1905)
Савва Тимофеевич Морозов — русский предприниматель, меценат и благотворитель, мануфактур-советник.
Он оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.
Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба».
Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н. Э. Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с . Алексей Бахрушин (1865–1929)
Фото:Культура.РФ Бахрушин Алексей Александрович — русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.
Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.
«Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему — он захотел обязательно собирать, что, почему, как — безразлично, но собирать — изучать и создать себе серьёзный интерес в жизни», — писал позднее его сын Юрий Алексеевич Бахрушин.
Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона.
Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями — афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.
30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.
В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.
Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела — литературный, драматический и музыкальный. Мария Тенишева (1858–1928)
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева — русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.
Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.
Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.
Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).
В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.
Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства.
Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг.
Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.
Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». (1721—1793)
Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем. Владелец и устроитель имения Галлицинберг.
Покровительство Марии-Терезии и Иосифа II способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами.
Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почётным членом которых был избран Голицын.
Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, , Рубенса, ван Дейка и др.
Зимой 1782 на всех концертах в его доме играл Моцарт, который отмечал обходительность князя, предоставлявшего в его распоряжение свой экипаж.
Так как детей Голицын не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю — учредить в Москве больницу.
На её строительство и содержание среди прочего он назначил «920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами».
Больница, открытая в 1802 году по прецеденту Куракинской богадельни, основанной дедом Д. М. Голицына, до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных. Ныне это исторический Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы. Петр Щукин (1857-1912)
Пётр Иванович Щукин — русский коллекционер, создатель Щукинского музея.
С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.
В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание.
Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга. В музей «Российских древностей», постройка которого была начата в мае 1892 года, а окончена в сентябре 1893, вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.
В начале XX века большое распространение получили выставки-продажи предметов из частных коллекций, на которых Щукиным были приобретены как целые собрания — Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, — так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.
В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной, 20 мая 1905 года, коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III — Музей П. И. Щукина».
За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. До конца жизни он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.
Видео дня. Что известно о новом избраннике Светланы Бондарчук
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео