Кино по субботам #198
Как и ты, мы с нетерпением ждали этого дня. Но если тебя грела мечта о новой киноподборке, то мы просто хотели поспать подольше. Но наша лень не повод не делиться хорошим вкусом с любимыми читателями. Сегодня на повестке дня винегрет тем, мыслей, стран и времен — скучно не будет. 1. «Розенкранц и Гильдерстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead), Британия – США, 1990 Гений трагедии Шекспир (а был ли он?) живее всех живых и даже Цоя. Его произведения активно ставят все кому не лень, от ЮАР до Сызрани, стабильно и каждый год помногу. В этом нет ничего плохого, даже наоборот: добротные и глубокие пьесы только украшают залы. Вот только наш герой к Уильяму отношение имеет очень посредственное. «Безумие наводит на мысль. Из бессмыслицы всплывает истина» — лучший слоган, который мы смогли подобрать к трагикомедии по мотивам «Гамлета». Написал ее Том Стоппард в 60-х годах прошлого века как спин-офф (по-новомодному) к истории датского принца. Это своеобразный новый взгляд на трагедию глазами самых незаметных героев «Гамлета» — двух его неразлучных друзей Гильдерстерна и Розенкранца. Оба они выглядят картонным болванками до работы Тома, и читатели вовсе смешивают их в одного большого сиамского близнеца (впрочем, как и они сами). Уважаемый Стоппард переосмыслил это и взглянул на события «Гамлета» их глазами — и, о чудо, герои засияли новыми красками, и каждый из них оказался уникальным, по-своему интересным персонажем, а в исполнении метров Тима Рота и Гэри Олдмена так и вовсе затмили собой камео главных шекспировских героев. И пусть мы знаем об их будущем, жизнеописание двух незадачливых дружков уморительно настолько, что трагедия превратилась в комедию. 2. «Брестская крепость», Россия – Беларусь, 2010 Это правда, в Мазер Раша снимают два типа фильмов: военные и артхаус. Все остальное – грустный шлак. Да и половина военных фильмов скорее слоумо-история любви к бабам и ваннам, но не в этом случае. Картина с крохотным бюджетом расскажет тебе о войне честнее и правдивее, чем десяток комдивов Котовых. Оборона крепости Бреста — одно из ключевых событий времен Великой Отечественной. Удар, который пришелся на мирный городок, не сказать, что был неожиданным, — о нем говорили и знали. Вот только идеологически неправильно было готовиться к войне с Германией — спасибо тебе, Молотов. И удар этот был чудовищно сильным: вся мощь фронтов немецко-фашистской армии обрушилась на многократно уступающие силы советской армии, и как итог — кольцо окружения, голод, жажда и оборона до последней капли крови. Герои войны, командиры — трое главных героев — стали символами стойкости советского народа. Их подвиг — сдерживание армии неприятеля в 18 с небольшим тысяч человек больше месяца, и экранизация Котта, на наш взгляд, лучше всего рассказала об этом. Не без прикрас, конечно, но ради Деревянко в драматическом амплуа можно и потерпеть. 3. «Тренер Картер» (Coach Carter), США, 2005 Истории, основанные на реальных событиях, как правило, самые недостоверные. Как говорил один плохой режиссер: «Никто не хочет смотреть на правду». Что ж, может, это и так, но мистер Картер считает иначе. Ты наверняка не раз слышал шутку о пламенной речи: «Прям как тренер Картер!». Она как раз основана на этом вот фильме. В школу проблемного района приходит новый тренер по баскетболу, награжденный чемпион и бывший ее выпускник. Сэмуэль «Бэд мазафака» Джексон знакомится со своей новой командой: подростки трудные, самовлюбленные и закомплексованные, в школьной лиге играют как куча гуано, но благодаря его методикам и жесткой дисциплине из сброда они превратятся в непобедимых. Картера все любят и на руках носят, но условия контракта нарушены: игроки не учатся как следует, и Картер закрывает спортивный зал — никаких тренировок и занятий, пока не выправятся оценки. И, конечно, это вызывает народный гнев: два техлуза подряд во время чемпионского сезона в Америке сродни смертному приговору. Или линчеванию. Но вот уместно ли это слово в фильме с темнокожим главным героем? 4. «Прогулка» (the Walk), США, 2015 Признаться честно, многие из нас боятся высоты. И не столько из-за ветра, шума и страха смерти, сколько из-за вечно смотрящей в кого-то бездны. И в целом профессия канатоходца — штука сомнительная, архаичная, небезопасная, и все такое. Но вот француз Филипп Пети так не считал, гуляя между вершинами Нотр-Дама и пересекая озеро по тонкому тросу. Но фильм не об этом, и даже не байопик — он о вере и чудесах. Мсье Пети — опытный и тренированный канатоходец. Ему нравится жизнь, риск и овации публики, он ищет адреналин. За свою карьеру он совершил немало проходок, будоражащих воображение, но впереди его ждет главное испытание всей жизни — прогулка между строящимися башнями-близнецами того самого торгового центра в Нью-Йорке. Без страховки. Картину сняли по реальным событиям, и все, что ты там увидишь (по крайней мере, в прохождении по стальному тросу), — чистая правда. И оттого более жуткая. 5. «Ноториус» (Notorious), США, 2009 Жанр автобиографических картин — самый спорный в кинематографе. Особенно если его снимают после смерти главного героя. Особенно если речь идет о субкультуре, да еще и такой криминализированной, как хип-хоп. И уж совершенно точно он вызовет сотни вопросов, если это битва Востока и Запада США. А наша история как раз такая. Ты наверняка знаешь, кто такой Тупак Шакур (2pac). Он икона хип-хопа, звезда рэперского Запада США, а вот его соперник Бигги — герой нашей последней картинки — представляет побережье Восточное и не так известен в России (за исключением ценителей хорошей музыки). Эта история об их борьбе и о том, как уличный барыга и наркоман стал святым образом современных исполнителей. Это история B.I.G. Notorius, его друга P.Diddy, о пути к музыкальному Олимпу, об их лейбле Bad Boys и о том, как друзья Тупак и Бигги стали врагами, отчего впоследствии и умерли. Эта история о золотом времени хип-хопа, когда за тексты о телках и бабках могли убить — настолько это было плохо и пошло. И о том, как рэп станет главной музыкой нашего с тобой времени. И это история о музыке, которую слушали все — от банкира до драг-диллера. Хотя бы потому, что качала. И потому, что это правда.