Чем кавказские воры в законе отличаются от славянских
Вор в законе – высший титул в криминальной иерархии, пользующийся наибольшим уважением в преступном мире. Самые крупные воровские касты на территории России и стран СНГ – кавказская и славянская. Между ними есть различия, касающиеся стиля жизни, норм и правил поведения. Далеко не все, что положено кавказскому законнику, найдет одобрение у славянских авторитетов, и наоборот. Семейные связи Подавляющее большинство кавказских воров в законе происходят из Грузии. Тогда как славянские авторитеты в России и бывшем СССР являются в основном русскими. Одно из отличий грузинских воров от славянских – семейственность «профессии», создание целых воровских династий. Кавказские авторитеты в своей деятельности опираются на кланы и фамилии, предпочитая проворачивать дела с родственниками. Известно немало случаев, когда дети грузинских законников шли по стопам родителей. Так, сыновья ныне покойного Джемала Микеладзе Мамука и Джемал также пошли по воровской дорожке. Славяне же наоборот сосредотачивают вокруг себя членов своей преступной группировки. Главное здесь – личная преданность, а не степень родства. Примечательно, что самые молодые законники встречаются именно среди грузинских авторитетов. В настоящее время самым младшим вором является 25-летний Реваз Убилава, более известный как Реваз Джарский. Коронован он был, по некоторым сведениям, в 2014 году, в 21-летнем возрасте. Среди русских законников столь молодых авторитетов не встретишь. Славянские воры подходят к коронации новых авторитетов с гораздо более консервативных позиций, тщательно рассматривая кандидата и его «заслуги» перед преступным миром. Отношение к труду В свою очередь, кавказские законники свято чтят один из пунктов воровского кодекса – отказ от работы и выполнения любых общественно полезных дел. Славянских же воров нередко «ломала» администрация тюрем, и они трудились наравне с остальными заключенными. По этой причине среди кавказцев распространено убеждение, что славянские авторитеты – не настоящие, а «мужицкие» воры («мужик» – середняк, «рабочая лошадка» на зоне). Еще одно отличие состоит в том, что у кавказских законников нет собственного криминального жаргона. Грузины начали пользоваться русской преступной лексикой и блатными выражениями, при этом приспособили некоторые слова под свой язык. К примеру, «кидать» на грузинском – «гадагдеба». В последний путь Различаются и ритуалы, связанные с похоронами законника. Так, в Армении, по данным МВД республики, есть обычный устанавливать в доме погибшего вора небольшой фонтанчик с питьевой водой. При этом могила законника по понятиям кавказцев должна быть максимально заметной и помпезной. Так, место упокоения убитого в 1994 году Отари Квантришвили поражает размерами. При этом даты жизни на надгробном камне не отображается. Тем самым подчеркивается вечность усопшего. Кавказские «апельсины» Еще одно существенное отличие двух групп законников – отношение к деньгам. Для кавказских авторитетов финансовые средства всегда имели гораздо большее значение, чем для русских, украинцев и других славянских воров. Последние не приемлют покупвку воровского титула, тогда как для грузин нормой было не только «забашлять» за престижный титул, но и откупиться от тюрьмы деньгами. Таким образом, подобный законник мог даже не побывать в заключении. Особенно практика покупки титула распространилась в 90-е годы. Ставших ворами в законе за деньги стали называть «апельсинами». Подавляющее их большинство были грузинами. Славянские авторитеты к таким законникам всегда относились с презрением и чтили старые понятия, в соответствии с которыми настоящий вор не должен зависеть от денег, а одна из главных определяющих настоящего авторитета – его тюремный опыт. Неслучайно именно среди славянских законников появилась поговорка: «Вор тем чище, чем дальше был в Сибири». Именно из-за наплыва кавказских «апельсинов» произошло размывание воровского сообщества и его «обуржуазивание». «Апельсины» в ответ на обвинения со стороны славян отвечали, что судимость не имеет принципиальное значение, ведь главное – какую сумму новоиспеченный вор может внести в «общак». Чем больше сумма, тем авторитетнее «апельсин». Религия выше закона Отдельное явление – чеченские воры в законе. В их деятельности крайне силен религиозный фактор, что существенно отличает их стиль жизни, нормы и правила поведения от понятий других кавказских законников и уж тем более славян. Однако в плане родственных связей чеченцы похожи на грузинских авторитетов. Те и другие подчиняются семейной иерархии. В свое время такая клановость сильно осложняла работу правоохранительных органов, поскольку внедриться в подобную преступную группировку человеку со стороны было просто невозможно.