Выставки недели: выбор «Артгида». Октябрь 2018
Виктор Пивоваров. Московский альбом Мультимедиа Арт Музей до 2 февраля 2019 Виктор Пивоваров — один из важнейших московских концептуалистов, работающий в жанре альбома — иллюстрированного издания или цикла рисунков, в котором художественные работы автора сопровождаются комментариями и рассуждениями. Сам художник писал, что его «альбомы соединяли в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства». В Мультимедиа Арт Музее показывают работы автора из альбомов «Флоренция», «Действующие лица» и других известных серий. [Подробнее] Oльга Татаринцева. Бродский. Как тюремный засов. 2018. Холст, акрил. Courtesy pop/off/art Ольга и Олег Татаринцевы. Запределами Галерея pop/off/art до 8 декабря Художники Ольга и Олег Татаринцевы представили один из самых литературоцентричных проектов нынешнего выставочного сезона. Основой их произведений выступают тексты русских писателей — письма, стихи, дневники Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Хармса, Гумилева, Шаламова, созданные в условиях несвободы. Они перенесены на восемь больших полотен и дополнены записями публичных выступлений режиссера Кирилла Серебренникова, который сейчас находится под домашним арестом. На выставке представлены как живопись и графика, так и саунд-арт, видео и инсталляции, раскрывающие визуальный потенциал классической русской литературы. [Подробнее] Courtesy Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева Засушенному — верить Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева до 18 ноября Выставка-победитель программы Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2017 года, которая представляет новый способ работы с гербарием. Растения рассматриваются здесь как хрупкие и неявные свидетели эпохи, язык которых еще предстоит расшифровать исследователям. Историю растений-переселенцев кураторы рифмуют со свидетельствами перемещений людей во времена ГУЛАГа. Засушенные травы и цветы, которые проросли вокруг лагерных бараков, дополняют работы современных художников, работающих с проблемой памяти и свидетельства, — Андрея Кузькина, Хаима Сокола и Ивана Щукина. [Подробнее] Ханнес Майер, Ханс Шмидт. Швейцарские градостроители в Советском Союзе. 1932 Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (gta) / Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера Bauhaus Imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты Музей современного искусства «Гараж» до 30 ноября Архитектурная школа Баухаус, просуществовавшая в Германии с 1919 по 1933 год, мыслила себя как международное движение. Выставка в «Гараже» — часть исследовательской инициативы bauhaus imaginista, посвященной культурно-политическим контекстам школы. Проект готовила команда специалистов, которые собрали материалы о выпускниках и преподавателях Баухауса, работавших и распространявших свои идеи в СССР. Среди них — второй директор школы Ханнес Майер и архитектор Филипп Тольцинер. Фотоматериалы, личная переписка, архитектурные схемы и манифесты представлены в кураторской интерпретации, переосмысляющей, помимо истории Баухауса, традиции архивного показа работ. [Подробнее] Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. Бумага, цветная ксилография. Музей изобразительных искусств города Тиба Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 28 октября Последние выходные работает одна из главных выставок года Японии в России. Искусство Эдо тесно связано с идеологией буржуазии. Для этой эпохи (1603–1868) характерен пересмотр отношений между человеком и окружающим его миром: с утверждением клана Токугава в Японии закончился длительный период междоусобиц, начала расти экономика, наступил «золотой век» искусства гравюры укиё-э, которой на выставке в Пушкинском музее уделяют особое внимание. В ГМИИ из Японии привезли более 130 произведений. Среди них — строгая, ориентированная на старые образцы живопись школы Кано и более демократичная школа Маруяма-Сидзё, аристократичная Тоса и «живопись ученых» Нанга, тяготеющая к освобождению от канона. [Подробнее]