Родители ответили за детей
Современный рынок труда можно условно разделить на три направления деятельности: работа в государственном учреждении, творческая деятельность и бизнес. Именно из этого перечня вчерашние выпускники выбирают свою дорогу в будущее. Четвертого не дано. При этом наряду с тенденцией «заботливого навязывания» какой-либо перспективной и денежной специальности работает и другая, более древняя и не менее сильная сторона — преемственность. Она правомерна для всех направлений деятельности, ибо проторенная дорожка позволяет ребенку добиться большего, нежели его родителю-первооткрывателю. Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК «В-Лазер»: «Со времен великих французских просветителей и даже раньше лучшие умы человечества призывали к тому, чтобы молодые люди вступали в жизнь с одинаковых стартовых позиций. Я всегда поддерживал такую точку зрения, хотя и понимаю, что такая схема полного равенства возможна только в теории. Различие стартовых условий начинается с семейного образования и обрастания полезными знакомствами еще на этапе взросления ребенка. Именно тогда формируются неформальные «касты», где каждый понимает, по каким признакам отделять своих от чужих. Многие богатейшие люди нашего времени делят наследство таким образом, чтобы у детей было достаточно активов для старта карьеры, но основная доля нажитого уходит не к родственникам, а на иные цели. Ярчайший пример — это история появления Нобелевской премии, но только не надо думать, что теперь такого нет, просто никто обычно не погружается в изучение этого занимательного предмета. Таким образом, моя точка зрения заключается в том, что ребенку необходимо оставлять необходимые для старта активы, но наследственное право в сегодняшнем виде, когда все нажитое делится между родственниками, — это не эффективно для экономики, а следовательно, не очень изящно и будет отправлено на свалку истории рано или поздно. При этом я понимаю, что в России еще рановато ставить вопросы о реформе наследственного права, должен пройти период накопления первоначального капитала. Нам бы пенсионную реформу без больших потерь провести…». Илья Ермаков, исполнительный директор яхт-клуба «Семь футов»: «Преемственность для меня значит многое. Меня назвали Ильей в честь дедушки, я назвал своего сына в честь своего отца — Михаилом. У нас есть семейные традиции, мы их чтим, но что касается бизнеса, то это не является основой, то есть бизнес необязательно должен передаваться по такому принципу. У меня просто так получилось, что все связано: и работа, и увлечение с детства. Мы стараемся воспитывать наших детей так, чтобы они сами пытались себя реализовать. Но вместе с тем мы все равно прививаем им любовь к парусному спорту. Но если они захотят заниматься в жизни чем-то другим, то я не буду им в этом препятствовать». В некотором роде навязанная преемственность может тормозить развитие личности ребенка как будущего профессионала. Сергей Матлин, директор Центра содействия развитию молодежи Приморского края: «Перспектив больше не «где», а «у кого»! Искренне убежден, что способный и активный человек, занимающийся любимым делом, может стать успешным в любой сфере. Другое дело, что есть, например, такие области профессиональной деятельности, в которые я просто не советовал бы идти молодым людям надолго. Например, государственная или муниципальная служба. Слишком силен там фактор профессиональной деформации. Просто катастрофически! Особенно для тех людей, кто еще ничего сам делать не в состоянии. Именно из них очень быстро вырастают горе-чиновники, могущие только перекладывать бумажки, с упоением требовать соблюдение протоколов и регламентов, но лично не способные ни к одному самостоятельному осмысленному действию, а главное — к ответственности». Виталий Дубовой, соучредитель сети магазинов «Домотехника», считает, что немаловажную роль играет знакомство ребенка с потенциальной будущей профессией через ее представителей, через знакомство с их буднями: «Старшая хотела поступить на юриспруденцию, и я знакомил ее с теми людьми и теми местами, которые подразумевают такого рода образование. В милиции она была, хотела пройти стажировку, в суд на заседания ходила, наркополицию посещала, была знакома с адвокатами, юристами, и у нее был осознанный выбор. Это, может быть, кажется, что дети такие беспомощные. На самом деле они в некоторых вещах разбираются лучше своих родителей. Однако в выборе будущей профессии их нужно немного подтолкнуть, направить. Важную роль в получении образования играет мотивация: зачем и для чего. Я по первому образованию агроном. Мне отец объяснял, как будет, если я выберу тот или иной жизненный и профессиональный путь. И у меня было четкое понимание и появлялась мотивация чего-то достичь. Я в институт пришел после армии. Со мной пришел отец и уговорил декана, чтобы меня попробовали. Декан порекомендовал пройти подготовительные курсы, преподавателей попросил в определенных вопросах подтянуть мои знания. То есть не только отец в меня поверил, но и декан. И это была важнейшая мотивация для того, чтобы оправдать это доверие. Такая поддержка очень важна. Поэтому когда ставили «двойку», я всегда доказывал, что знаю лучше, стремился лучше себя проявить. А некоторые мои однокурсники, получавшие оценки по блату, не доучились». Модест Шмурдяков, бизнесмен, антиквар: «Я считаю, что ребенок должен сам во всем самоопределиться, пройдя через все тяготы и лишения. Только так он сможет понять, где его место». По его мнению, самостоятельность в принятии решения, когда человек сам набивает шишки, совершает ошибки, наступает несколько раз на одни и те же грабли, порой опускаясь на самое дно жизни, в конечном счете может сформировать более защищенную от внешних влияний личность, которая будет точно знать, где его место в жизни и где он реально сможет достичь успеха. Но, как отмечают эксперты, в последние годы тенденция усиления роли родителей в самоопределении детей только усиливается. Александр Зубко, почетный консул Народной Республики Бангладеш, председатель совета директоров группы компаний «Новик Групп»: «Скорее всего, это связано с нестабильностью, отсутствуют социальные гарантии советского времени. Родители при выборе учитывают в большей степени конъюнктуру рынка трудовых ресурсов, чем предпочтения их чада». Хорошо это или плохо? Раньше, если верить опрошенным «К» экспертам, каждый молодой человек (или девушка) самостоятельно принимал решение, куда ему идти. Родители, конечно, имея опыт, могли что-то подсказать, но все равно последнее слово было за ним. Сейчас все по-другому. «Потому что родители стали платить за обучение. Образование стало своеобразным бизнес-процессом. И родители думают, куда бы по своему усмотрению «поступить» свое чадо, чтобы потом он был востребован на рынке. Это основная ошибка, которая происходит сейчас», — считает Виталий Дубовой. Александр Зубко: «Безусловно, помочь ребенку с выбором необходимо, кто же это сделает, если не родители? Но помогать следует исходя из его интересов, пристрастий, увлечений, талантов. Помощь должна быть тактичной, без элементов родительского деспотизма. Если у ребенка талант художника, вы будете агитировать его за профессию сварщика, аргументируя выбор большими заработками? Необходимо дать ребенку хорошее, но разностороннее образование, обеспечить возможность заниматься спортом, творчеством. Ну и, разумеется, личный пример имеет влияние. Главная обязанность родителей — это воспитать, прежде всего, ЧЕЛОВЕКА!!! Это никогда не будет лишним и будет оценено в обществе!». Сергей Матлин: «Было бы, наверное, крайне странным заявить, что родители могут (или тем более должны) оставаться в стороне в столь важном аспекте жизни своего ребенка. В любом случае, хотят они того или нет, вольно или невольно они оказывают сильное влияние на профессиональное самоопределение детей. Кто-то, например, это влияние оказывает по принципу «от обратного» — дети просто не хотят идти тем путем, которым пошли сами родители или который они им активно навязывают. Верным, наверное, стоит считать, как и во многих других делах, соблюдение вполне определенной гармонии во влиянии на ребенка. То есть давать ему возможности и показывать направления, оставляя право решения, то есть выбора, все-таки за ним. Тем более, что нынешний мир позволяет менять профессиональный вектор достаточно свободно. Например, изменившаяся система высшего образования (бакалавриат и далее магистратура) помогает несколько поправить вектор выбора, случившийся у 17–18-летнего выпускника школы, на более осознанный и мотивированный четыре года спустя».