Войти в почту

Ученые рассказали о необычных названиях столичных каналов и мостов

25 октября исполнилось 100 лет со дня строительства подземного моста реки Копань в Текстильщиках. Исследователи отдела подземных архитектурных сооружений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обследовали историческое сооружение и изучили несколько подземных каналов, а также рассказали много интересного об этих необычных местах. К исследованиям присоединился наш корреспондент. На территории столичного Кузьминского парка сохранилась усадьба начала XVIII века. Принадлежала она баронам Строгановым и князьям Голицыным. Как утверждают историки, это был самый красивый архитектурный ансамбль в этих местах. До наших дней сохранился лишь конный двор, есть церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках и два белокаменных грота — визитная карточка архитектора Доменико Жилярди. В 2004 году гроты отреставрировали, но мало кто знает, что назывались они «музыкальными», и название это дал им сам автор проекта. Осмотреть исторические сооружения корреспондент «ВМ» отправился соспециалистами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Звучащая пещера Слово «грот» итальянского происхождения. Означает — подводная пещера. Таких немало на скалистых берегах Адриатики, а потому иностранные зодчие, приглашенные в Россию, возводили подобные пещеры и называли их «гротами». Вот и мы сейчас в одном из таких. Это небольшая полость размером где-то в десяток квадратных метров. Все здесь необычно, даже завораживает... Но более удивляет любой резонирующий тут звук — эхо. В этом-то и загадка музыкальности грота, которую не раз использовали во время театральных постановок в расположенном на другом берегу пруда амфитеатре. Вход к гроты свободный, зайти может любой. — Хозяева усадьбы часто устраивали в большом гроте спектакли. Резонанс звука был такой, как если бы там находились современные усилители звука. Этого и добивался архитектор Жилярди, — поясняет краевед Михаил Степанцев. Под сводами Копаньского моста А вот в поисках Копаньского моста приходится спуститься под землю. О нем ходит немало легенд — одна невероятнее другой. Рассказывают и о спрятанных в его основании заколдованных кладах. На самом же деле мост представляет собой тоннель из кирпичной кладкиь — тут протекает речка Копань. Появилось это подземное сооружение здесь в середине XIX века, когда строили Курскую железную дорогу. — В 1866 году для строительства платформ на железнодорожных станциях часто использовался известняк, — рассказывает заместитель руководителя центра подземных исследований «Остроб» Петр Минаев. — Он есть и в основе мостовых конструкций. Копаньский мост тоже имеет такую основу. Река Копань протекает в этих местах с давних времен, первое упоминание о ней встречается в летописях XV века. Тогда на берегах реки осваивались новые территории, появлялись поселения. — Там, где сегодня находится район Кузьминки, было много болот, они использовались поселенцами как выгребные ямы. Чтобы избавиться от зловоний, жители выкопали канавы, ведущие к ближайшей реке. Вот от слова «копань», то есть яма, и произошло название одной из местных речушек, — говорит историк Алексей Винник. Вместе с ним отправляемся в район Текстильщики, где под слоем грунта и асфальта в подземном коллекторе течет река Копань. Старое русло прячется под шумным Волгоградским проспектом, напоминают о нем лишь следы от проток в парковых зонах. — Где-то в 1965 году, когда в районе начали строить дома и прокладывать дороги, речку Копань стали загонять под землю, выстроили коллекторы,— рассказывает специалист отдела по подземной архитектуре ВООПИиК Геннадий Виноградов. — Более того, коллектор подводили к железной дороге Курского направления, где уже существовал мост, под которым протекала река. Его-то и использовали в качестве подсоединения к современному коллектору. Так, если можно сказать, соединилось два времени — прошлое и настоящее. Чтобы увидеть этот подземный мост, вместе со специалистами центра подземных исследований «Остроб» под землю в районе улицы Шоссейной спустился и корреспондент «ВМ». Здесь протекает река, выводящая к красивейшему арочному мосту. Ширина канала тут более трех метров, а высота свода — не менее четырех метров. Выглядит весьма солидно. Над головой, за кирпичной кладкой что-то стучит — это электричка прошла по Курской железной дороге. Сейчас подземное русло реки используется как водосток, уровень воды во время дождя поднимается почти по пояс. Как утверждают мои собеседники, подземный мост оправдывает свое название. — «Копаньский мост» — неофициальное название, — объясняет заместитель главы исследовательского центра Петр Минаев. — Однако столичные коммунальщики, обслуживающие объект, называют его именно так. Хотя Копаньский мост не единственный из сооружений, представляющих историческую ценность. Таких каналов под столицей немало, и у каждого свое название. Мелодии Золотого рожка В Лефортове протекает ручей, названный «Золотым рожком». Исследователи уверены, что такое необычное название ручей получил благодаря основателю Спасо-Андроникова монастыря митрополиту Алексию. Произошло это в XIV веке , когда митрополит совершил паломничество в Константинополь. Побывав в стамбульской бухте «Золотой рог», он решил назвать так и небольшой ручеек у московского монастыря. Кстати, от названия ручья пошли и многие названия улиц: Золоторожская набережная, Золоторожская улица, которая была переименована в Волочаевскую. Так же, как и многие другие ручьи и реки, Золотой рожок тоже спрятана под землю — ее русло проходит по бетонным каналам, выводящим воды в реку Яузу. — Побывав на святых землях Константинополя, митрополит Алексий захотел оставить память о своем паломничестве. Но, учитывая размеры речушки, он назвал ее не Золотым рогом, а Золотым рожком, — озвучил свою версию историк Борис Чиванов. Куда пропала Нищенка? По территории Восточного и Юго-Восточного округов течет самая грязная река столицы. Ее воды всегда окрашены в мутный зеленый цвет, часто здесь попахивает бензином. Кто бы мог подумать, что эта река, забытая всеми на территории промзоны, тоже представляет историческую ценность. За многие века она сохранила свое название. Упоминания о ней встречаются в древних письменах, тогдашние «географы» описывали ее как одну из самых красивых рек. Название за ней закрепилось очень крепко, чего, правда, не скажешь о ее сегодняшнем экологическом состоянии. — Река Нищенка была упомянута в рукописях монастырских хроник, — говорит гидронимолог Алексей Дмитриев. — По одной из версий, необычный гидроним (название реки. — «ВМ») она получила из-за скудности своих вод. Водоток хоть и называли рекой, но напоминал он самый обычный извилистый ручей, образующий живописные озера. Вместе со специалистами центра подземных исследований «Остроб» отправляемся осматривать сегодняшнее русло Нищенки. Но русло ее проходит по территории здешних фабрик и заводов, что значительно осложняет нашу задачу. Доходим до истока реки в Измайловском лесопарке. — Сейчас Нищенку почти не увидишь на поверхности, — рассказывает специалист исследовательского центра «Остроб». — Ее исток пересушен, и река теперь берет свое начало под шоссе Энтузиастов. Но говорить о том, что она полноводна, не стоит, поскольку река является частью нескольких притоков. — То есть можно сказать, что Нищенки больше нет? — сожалею я. — Есть, но от нее осталось лишь название. Кстати, происхождение названия реки Нищенки ученые также связывают с нищими, которые в этих местах подбирали недоеденный провиант каторжников, которых отправляли на принудительные работы через Владимирский тракт (ныне шоссе Энтузиастов). Химический полигон «Лес жары» Есть на карте столицы еще одно необычное место со странным названием «Лес жары». Расположен он в южной части Кузьминского лесопарка. Здесь в 1918 году, как утверждают некоторые историки, испытывали на животных химические отравляющие вещества, такие как иприт и зарин. Испытания проходили в специальных лабораториях и подземных помещениях. Чтобы заглянуть в одно из таких помещений, нам пришлось обратиться к экологу независимого центра подземных исследований «Остроб» Сергею Добровольскому. Вместе с ним мы отправляемся по буреломам бывшего полигона. На первый взгляд, тут самый обычный лес. Хотя стоит приглядеться, как заметишь находящиеся здесь заржавевшие бочки с неизвестным содержимым внутри. — В бочках хранили горюче-смазочные материалы, — поясняет Добровольский, — поскольку здесь располагался автопарк грузовой военной техники. Через пару километров по лесным тропам натыкаемся вдруг на заброшенный одноэтажный домик. Внутри — лестница, ведущая под землю. — Это бывшие склады, где хранились загустители для отравляющих веществ, — продолжает рассказ Добровольский. — После закрытия полигона в 1956 году подземное сооружение использовали под хозяйственный склад. Сегодня здесь, конечно же, нет ядовитых реагентов, поскольку они были утилизированы в начале 1960-х. — А откуда же такое необычное название «Лес жары»? — интересуюсь я у провожатого. — Дело в том, что жара означала еще и «выжженный». В таких местах обычно выжигали лес под пашню. Путешествовать по такому лесу опасно. Под ногами частенько попадаются огромные ямы, подземные резервуары с приоткрытыми крышками, в которых, говорят, и проводились опыты над крупным рогатым скотом. Каждый немецкий дюкер становится трубкой Современные инженерные коммуникации города тоже имеют свои названия, так или иначе связанные с обозначениями трубопроводов, городских каналов, кабельных сетей и всего прочего, что снабжает мегаполис необходимыми ресурсами. Столичные коммунальщики ориентируются в них по обозначениям на крышках люков. Так, например, буква «К»означает канализация, «Д» — дренаж, «ГТС» — городская телефонная сеть. Например, дюкер — это сложное инженерное сооружение, проложенное под транспортными линиями или рекой. Под каждым из таких колодцев скрыты километры коммуникаций. — Дюкерами называют напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом рек или под проблемными участками крупных автомагистралей, — поясняет инженер гидротехник Павел Карпов. — Это слово происходит из латинского языка, — рассказывает языковед Михаил Абрамов. — Корень «дюк» означает «ведущий куда-либо». С развитием технического и промышленного прогресса на русский язык его уже можно перевести как «трубка». ПРЯМАЯ РЕЧЬ Вячеслав Белый, эксперт-топонимик: — Каждый день мы слышим около тысячи различных названий и терминов. Большинство из них пришли к нам из Европы. В основном это технические названия, определяющие тот или иной предмет или устройство. Или название городов, местностей. Каждое из них имеет свои корни, которые дошли до наших дней. В частности, это сказалось на многих названиях российских городов и даже районов Москвы. Например, слово «Таганка» имеет основу «таган» — так называли треногу, к которой подвешивали котел. Если заглянуть в учебники истории, то вы узнаете, что в этой местности их изготавливали ремесленники. То же самое и с речками, например, со Смородинкой. В этом случае здесь имеются наши корневые смыслы. Изучение таких топонимов и гидронимов является важной частью в изучении истории. Эта наука не раз помогала археологам и исследователям делать большие открытия. Даниил Давыдов, москвовед-экскурсовод: — Начало ухода малых рек в трубы — одна из причин возникновения необычных их названий. Это началось с верховья реки Неглинной, из-за ее маловодности было сделано 17 запруд. В результате получился целый каскад прудов, самотеком перетекавших один в другой. В районе Цветного бульвара у Садового кольца существовал Самотечный пруд, пополнявшийся водой и из запруженной Неглинной, которую к тому времени москвичи попросту прозвали Самотекой, и из речки Напрудной, бравшей свое начало в районе Крестовской Заставы. Начало ликвидации прудов положила императрица Екатерина II: один за другим водоемы осушали, а речки убирали в трубы, местами оставляя на поверхности. Москвичи называли их причудливыми названиями. До конца XIX века просуществовал Самотечный пруд, но и он в 1906 году был спущен, а пополнявшие его водотоки полностью заключены в подземные коллекторы. Каждый из этих ручьев и рек был обследован историками-гидронимиками, которые установили их истинные названия. СПРАВКА Название рек и ручьев сохраняется веками, поэтому их гидронимы имеют важную лингво-историческую ценность. Для этого в топонимике был создан раздел «гидронимика». Она позволяет детально исследовать происхождения названий водоемов, выявить контакты между различными этносами, воссоздать географию местности на территории, на которой протекала или течет река, вычислить некоторые исторические события. В гидронимике различают: гелонимы — собственные имена болот, заболоченных мест; инсулонимы — собственные имена островов; лимнонимы — названия озер, прудов; пелагонимы — названия морей; потамонимы — названия рек. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Водоотводные и дренажные каналы стали прокладывать в столице с начала XVII века. Ни один мегаполис мира не сравнится с Москвой по протяженности водосточных сетей— это свыше 7000 километров. Около 180 объектов, которые относятся к водосточной системе города. Каждые река и ручей, протекающие на территории столицы, имеют свое название, которое давали жители первых поселений на территории Руси.

Ученые рассказали о необычных названиях столичных каналов и мостов
© Вечерняя Москва