Войти в почту

Музей русского импрессионизма и Pro-Vision вернули интерес к футуризму Давида Бурлюка

Президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов рассказал Sostav о том, как был организован вернисаж выставки Давид Бурлюк. Слово мне!, уже заслужившей звание одного из самых необычных событий нынешнего арт-сезона. Проект реализован Музеем русского импрессионизма при поддержке агентства Pro-Vision Communications. Вызовы Давид Бурлюк эпатажный художник, талантливый поэт, иллюстратор, пионер перформанса и первый арт-продюсер. Он называл себя отцом русского футуризма и известен, помимо прочего, как покровитель Маяковского. В общей сложности музей собрал более 50 работ мастера 19001950-х годов из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций. Все это огромное наследие, благодаря которому современные ценители искусства могут больше узнать о личности Давида Бурлюка и увидеть футуризм таким, каким его понимал художник. Однако если на время забыть о высоких материях и окунуться в реалии культурной среды и event-индустрии, становится понятно, что организация подобного показа связана с рядом довольно серьезных вызовов. Один из них, как ни странно, является следствием невероятной популярности мероприятий, затрагивающих тему искусства. Для понимания масштабов: ретроспективы Валентина Серова и Ивана Айвазовского, проходившие в столице в 2015-2016 годах, посетили в общей сложности более 1 млн человек, выставку Василия Верещагина 2018 года свыше 317 тыс. человек. Казалось бы, что может быть проще работы с образованной, готовой к получению нового опыта публикой? Тем не менее, на практике оказывается, что почти вся она буквально перекормлена различными показами. Анонсы десятков и сотен событий (как сравнительно скромных, так и заметных даже в масштабе страны) постепенно сливаются в информационный шум, выделиться из которого непросто, даже имея на руках коллекцию картин Давида Бурлюка. Организаторам предстояло не просто отработать сезон, а дать начало событию, которое могло бы заинтриговать посетителей и стать одним из самых ярких вернисажей в московской и российской арт-среде. Реализация Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision: Еще на начальной стадии подготовки мы поняли, что стандартные (да и нестандартные, пожалуй, тоже) решения здесь не сработают. Большинство event-инструментов направлено на формирование дополнительной ценности: превратить банальное мероприятие в более-менее яркое событие, сделать так, чтобы гости не уснули во время продуктовой презентации, вот это все. Но Давид Давидович Бурлюк и его работы не нуждаются в такого рода подаче, они ценны и феноменальны сами по себе. Скатиться в популизм и примитивизацию в попытках рассказать о них людям непростительная ошибка, которую ни в коем случае нельзя было допустить. Для того чтобы погрузить гостей в мир Давида Бурлюка, не отвлекая внимание от искусства автора, организаторам пришлось трансформировать выставочные пространства, а также в корне пересмотреть методы взаимодействия с посетителями. Их больше не заманивали интригой и не пытались развлечь все акценты делались на экспозиции и только на экспозиции. Ее центральным элементом стал проект виртуальной реконструкции картины Рабочие (1924). От оригинального полотна до наших дней дошел лишь фрагмент. Единственный раз полотно демонстрировалось в 1926 году в Филадельфии, но спустя десятилетия из-за неправильного хранения было утрачено. Организаторы московской выставки решили не просто показать сохранившийся холст, но и с помощью технологии дополненной реальности дать посетителям уникальный шанс увидеть полотно таким, каким ее видела американская публика более 90 лет назад: два на три метра. Экспозиция выстроена так, чтобы еще при входе в зал привлечь внимание гостей к главным работам отца русского футуризма. Помимо художественных полотен, выставка знакомит гостей со стихами Давида Бурлюка. Для их трансляции были подняты аудиозаписи, сделанные во время визита 70-летнего футуриста в Советский Союз. На них мастер читает произведения, которые позже вошли в сборник Лысеющий хвост, напечатанный до эмиграции художника. Лейтмотивом в оформлении выставочного пространства стал узнаваемый головной убор Давида Бурлюка цилиндр в самых разных его вариациях, в том числе гигантский цилиндр, распиленный надвое, который на вернисаже был превращен в фотозону для посетителей. Еще одна фотозона была организована с привлечением технологии BulletTime, позволяющей делать фотографии с постоянно меняющимся углом обзора. Это решение в какой-то мере оказалось созвучно философии футуризма в живописи начала XX века, ключевым принципом которой было изображение на полотнах движения. За звуковое сопровождение вернисажа отвечал диджей, который крутил старые пластинки на двух граммофонах. Малоизвестный факт: впервые слово диск-жокей прозвучало еще в 1935 году, то есть в годы творческой активности Давида Бурлюка, который и сам очень любил новые слова и явления. Об открытии уникальной экспозиции стало известно уже к обеду после утренней экскурсии для блогеров и представителей СМИ в интернете появились первые репортажи с места события. Результаты Вечерний вернисаж посетили более 400 гостей. Среди них были как многочисленные поклонники творчества Давида Бурлюка, так и звезды шоу-бизнеса, блогеры, представители ведущих СМИ и глянцевых изданий. А за первый уик-энд работы выставки для широкой публики в музее побывало более 2 тысяч человек. Вдохновиться творчеством отца русского футуризма можно до 27 января именно столько продлится выставка Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма. Состав творческой группы: Музей русского импрессионизма: Юлия Петрова директор Музея русского импрессионизмаНаталья Свиридова куратор выставкиДарья Урядова координатор выставкиАнна Пыхова координатор проекта вернисажа Pro-Vision Communications: Екатерина Егорова руководитель проектаАнтон Котовский креативный директорЕлена Озоль менеджер проекта

Музей русского импрессионизма и Pro-Vision вернули интерес к футуризму Давида Бурлюка
© Sostav.ru