«Мосинжпроект» отмечает юбилей

За прошедшие шесть десятилетий неоднократно менялись требования к работе строительных и проектных организаций, но «Мосинжпроект», на каждом этапе развития столицы наращивая объёмы работ, совершенствуя их качество, осваивая и внедряя в строительство новые технологии, неизменно оставался в авангарде Стройкомплекса Москвы, а сегодня и вовсе является его несомненным лидером. Кладезь инженерной мыслиВ конце 50-х годов прошлого века в Москве решили застраивать территории вокруг города — дачи, огороды, неосвоенные земли. В 1960-м году российская столица выросла до пределов МКАД, включив в состав 17 новых районов. Масштабные проекты требовали соответствующего подхода: для комфортной жизни нужны современные коммуникации, дороги, собственно жилые дома и социальная инфраструктура. Конечно, в Москве было много проектных организаций, но не хватало единоначалия. Так и было принято решение о создании «Мосинжпроекта». В основу был положен многолетний опыт работы целой сети проектных отделов, секторов и небольших контор, создаваемых в городе с 20-х — начала 30-х годов при строительных трестах и организациях эксплуатации. Датой рождения института считается 28 октября 1958 года, когда было подписано распоряжение исполкома Моссовета о слиянии двух подразделений Главмосстроя —институтов «Мосподземпроект» и «Дормостпроект». В «Мосинжпроекте» собрались лучшие технические умы того времени — инженеры, проектировщики, строители. Именно по их проектам ранее уже были построены и реконструированы улицы Горького, Новослободская, Садовое кольцо и инженерные сооружения на них, одеты в гранит набережные и мосты на Москве-реке, водоотводном канале и реке Яузе. Первым директором института «Мосинжпроект» стал его фактический создатель, выдающийся инженер, Герой Социалистического Труда Игорь Николаевич Муравьёв. Под его руководством в конце 1960-х годов специалисты принимали участие в проектировании Останкинской телебашни. К слову, поначалу её хотели строить в Черемушках — одном из самых высоких районов Москвы. Нынешняя улица Шверникова на перспективном плане города того времени значилась как Телевизионная. В итоге сооружение перенесли в Останкино. Там уже были проложены дороги, а при проектировании коммуникаций сотрудники «Мосинжпроекта» сразу закладывали серьёзные нагрузки, понимая, что этот объект станет стратегическим. Тогда сформировался каркас инженерных коммуникаций для большинства районов Москвы за пределами исторического центра. Несмотря на то, что в последующие годы неоднократно проводились реконструкция этих магистралей, построенные с запасом, они до сих пор обеспечивают теплом и водой многомилионный город. Вторым руководителем «Мосинжпроекта» был Валентин Алексеевич Филимонов. Ещё будучи главным инженером института, он руководил комплексным проектированием дорог, инженерных сооружений и коммуникаций в районах нового жилищного строительства, реконструкцией магистралей и площадей. Филимонов принимал личное участие в разработке генеральной схемы канализации всей Москвы, за что институт получил Премию Совета министров СССР. Также под его руководством происходило проектирование объектов Олимпиады-80. Переезд мостовБолее 20 лет руководила институтом Светлана Фёдоровна Панкина. Свой путь она начала в мастерской, занимающейся проектированием транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад и набережных. При её непосредственном участии в Москве построены сложнейшие транспортные сооружения. Например, Русаковская эстакада в составе Третьего транспортного кольца, запущенная в 1984 году и на тот момент считавшаяся одной из самых сложных в исполнении. По задумке, она должна была проходить над 11-ю путями железной дороги без промежуточных опор. В итоге в институте разработали уникальный вариант, запроектировав участок пролётного строения длиной 62,5 метра. Минимальное соотношение высоты(1,73 метра) строения к длине пролёта стало рекордом не только для России — до сих пор это сооружение не имеет аналогов в Европе. Под её руководством проектировалось Третье транспортное кольцо. Новаторским решением стало перемещение двух московских железнодорожных мостов — Андреевского и Краснолужского — с одного места на другое с сохранением этих памятников архитектуры и инженерного искусства начала XX века. Реконструкция железной дороги и строительство Третьего транспортного кольца потребовали замены старых мостов, которые за сотню лет износились и стали опасны для движения железнодорожного транспорта. Однако в качестве пешеходных переходов они смогли бы обрести вторую жизнь. Поскольку трассировка ж/д ветки изменилась, вблизи старого Андреевского моста проложили два новых: автомобильный и железнодорожный. Старый же мост переместили баржами на полтора километра вниз по течению. По этой же причине в 2000 году Краснолужский железнодорожный мост был передвинут на 2,2 километра вверх по течению Москвы-реки и установлен на новом месте, соединив район Киевского вокзала с Саввинской набережной и Плющихой. Мост-памятник воссоздан на новом месте во всех деталях, включая облицовку опор старым, но хорошо сохранившимся и очищенным облицовочным камнем. Реконструированному мосту присвоено имя Богдана Хмельницкого. В 2001 году «Мосинжпроект» получил премию «Хрустальный Дедал» за разработку проекта. В 2008 году «Мосинжпроект» возглавил Геннадий Иванович Рязанцев. Придя в институт в 17 лет техником, он вырос до генерального директора. В своих интервью, размышляя о проделанной работе, он в первую очередь вспоминает жилую застройку Митина, Южного Бутова, Новокосина, Жулебина, Медведкова, а также такие, как парк Победы, музей-заповедник «Царицыно» и т.п. Восемь лет назад перед Москвой встали новые задачи. К тому моменту город сильно отстал в своём развитии: самые большие в мире пробки, очереди в детские сады, не хватало дорог, новых станций метро. В этот же момент на базе «Мосинжпроекта» создаётся инжиниринговый холдинг со 100-процентной долей города, для реализации ключевых и важных градостроительных программ Москвы. С 2011 года «Мосинжпроект» является единым оператором развития Московского метрополитена, выступает генеральным проектировщиком и техническим заказчиком ключевых дорожных объектов Москвы — вылетных магистралей, хорд, развязок, работает над новым направлением в развитии транспортной инфраструктуры столицы — созданием транспортно-пересадочных узлов. Но и этим деятельность компании не ограничивается. Есть в портфеле и знаковые для столицы объекты: театр «Геликон-опера», реконструированная к чемпионату мира по футболу Большая спортивная арена «Лужники», ландшафтный парк «Зарядье», так полюбившийся горожанам и гостям столицы, и открывшийся недавно Московский концертный зал «Зарядье», который президент России Владимир Путин назвал «одним из лучших в Европе». За последние семь лет «Мосинжпроектом» построено порядка 75 км линий метро и 36 новых станций. Эти объёмы значительно превышают самые активные пятилетки строительства подземки в период СССР. На 2018 год, который мэр Москвы Сергей Собянин назвал «годом метро», запланированы ударные показатели — ввод около 20 станций, порядка 40 километров линий и трёх электродепо. Большая часть из этого объёма уже запущена. Достичь внушительных результатов компании позволяет умение постоянно осваивать новые технологии и оборудование, которые приходят в сферу современного метростроения, выстраивать эффективную систему управления. Если учесть, что сегодня в составе Группы компаний 80 организаций и 12 тысяч высококвалифицированных специалистов, то задача координации и управления приобретает особую важность. По версии различных рейтингов, АО «Мосинжпроект» по объёму реализованной продукции входит в сотню крупнейших компаний России, международное рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило ему рейтинг качества управления на уровне А+.gq — «Очень высокий уровень качества управления». Также в 2018 году компания вошла в ТОП-250 крупнейших подрядчиков в мире в рейтинге «ENR’s 2017 Top 250 Global Contractors» и в ТОП-150 ведущих проектировщиков мира «ENR’S 2018 Top 150 Global Design Firms».