Войти в почту

Школьникам — Монеточка, взрослым — Дарт Вейдер. Зачем нужен бот, говорящий их голосами

В образовательном центре "Сириус" в Сочи прошли летние IT-смены для одаренных школьников. Специалисты из крупных российских компаний вместе с детьми создавали техноновинки, которые могут стать рыночным продуктом. Пять подростков из разных городов вместе с разработчиками "ВКонтакте" сделали сервис "Аудиомаски" — это бот, который меняет ваш голос в аудиосообщении на голос известного человека или персонажа. ТАСС — о том, зачем нужна эта разработка, что даст такой опыт детям и насколько реально 15-летнему школьнику получить работу в заметной технологической команде. Что такое "Аудиомаски" и при чем здесь "Звездные войны" У "Аудиомасок" есть пример — это наш популярный бот Максим, — рассказывает Павел Калайдин, руководитель команды прикладных исследований "ВКонтакте". — Им пользуется 5 млн человек. Бот переводит текстовое сообщение в голосовое. Вы пишете текст, выбираете голос, мужской или женский, он переводит текст в аудиофайл, который вы можете скачать и отправить другу. А проект "Аудиомаски", над которым мы работали в "Сириусе", работает так: вы отправляете не текстовое, а сразу голосовое сообщение, программа меняет ваш голос по заданным параметрам". У разработчиков было несколько идей на тему, что можно успеть вместе со школьниками за три недели. Думали еще о том, чтобы сделать "кнопку помощи" для соцсети: если пользователь в беде — он может быстро отправить SOS друзьям. Но остановились на "Аудиомасках" по нескольким причинам. "Создание такой программы позволяет обучить разным навыкам, — продолжает Сева Жидков, ведущий разработчик интерактивного шоу "Клевер". — Ребята научились анализировать голос и работать с ним как программисты — эти знания они смогут применять во многих разработках. Например, в создании систем биометрической идентификации. Продукт интересен молодым людям. Участникам нужно было защитить свою идею, поэтому они провели опрос "ВКонтакте": "Будете ли вы пользоваться "Аудиомасками"?" Участвовали более 100 человек, большинство ответили: "Да". Еще даже в рутинной работе можно было найти место для развлечений. Участники с воодушевлением выбирали голоса, которыми будет разговаривать бот. "Мы решили, что будет два голоса — очень низкий и очень высокий. Придумали взять голос Монеточки, как высокий, и голос Дарта Вейдера, как низкий. Они много экспериментировали с ними, — вспоминает Калайдин. — Монеточка им очень нравилась, Дарт Вейдер — меньше. Они смотрели "Звездные войны", но не фанатеют". Что стало с "Аудиомасками" За три недели "Аудиомаски" превратились в работающий прототип, но его не внедрили в соцсеть. Программу нужно дорабатывать и тестировать, на это требуется больше времени. "Возможно, в какой-то момент "ВКонтакте" появится подобный сервис, — говорит Павел Калайдин. — У нас к тому же есть отличная бот-платформа — любой разработчик может сделать любой сервис, открыть доступ всем пользователям и зарабатывать популярность. Таким путем шел бот Максим и множество других популярных ботов, например, для обработки изображений". Эта смена больше была нужна, чтобы познакомиться с перспективными подростками, которые скоро начнут искать работу в IT-сфере. "Мы хотим, чтобы в школах, вузах знали про нас. И когда ребята задумаются о том, чем они могут заниматься, они будут понимать, что могут прийти во "ВКонтакте", — считает Сева Жидков. — Мы делаем ставку на "Сириус", потому что центр собирает умных детей, прокачанных в плане технологий. Сейчас все участники нашей группы учатся в школе, а когда они перейдут в вузы — для них возможны программы стажировок. Они поняли, что у нас интересная работа, хорошая команда. Мы и сейчас поддерживаем связь через общий чат". "Важно, что в проектах "Сириуса" участвуют не только дети, — добавляет Павел Калайдин. — Организовать все помогают ребята постарше — нашей команде помогала Надя Зуева, студентка из МФТИ, она координировала работу и знакомила ребят с технологиями. Для студентов вузов это возможность познакомиться с самыми разными людьми из индустрии. Сейчас с ней мы обсуждаем варианты сотрудничества". Саша, "умная" остановка и 3D-сканер История Севы Жидкова, кстати, вдохновляет подростков. В 14 лет он работал в Mail.ru Group, а в 15 лет пришел во "ВКонтакте". Это Сева и его команда придумали интерактивную онлайн-игру "Клевер", которую за семь месяцев после выхода скачали 10,5 млн человек. Школьников, умеющих написать программу, становится больше, а технологические компании все чаще берут их на работу, но все же случай Севы — не слишком типичный. Участники его команды в "Сириусе" еще не заняли места в опен-спейсах, зато у каждого есть свои разработки. "У меня есть проект — роботизированный остановочный комплекс. Остановка, которая будет предотвращать аварии, в которых автобус или автомобиль въезжает в людей", — рассказывает Александр Чукавин, один из пяти школьников, работавших над "Аудиомасками". Саша из Ижевска, ему 16 лет, учится в школе, увлекается авиамоделированием, это он пролоббировал голос Монеточки в "Аудиомасках". "Остановки снабжены датчиками определения расстояния и скорости машины, — увлеченно описывает он свою идею. — Датчики замечают, что автобус пошел по опасной траектории, и подают сигнал защитным механизмам. Колеса автобуса "ловят" выдвижные шипы на асфальте, дальше вытягивается сетка и закручивается на передних колесах, а на финише удар смягчают столбы-амортизаторы". На этой же остановке есть кнопка SOS, информационный экран с голосовым помощником, на крыше — солнечные батареи. "Я сразу захотел быть в команде "ВКонтакте". Рассчитывал так: если мы сделаем что-то годное — увидим результат в самой сети, — говорит он. — Работать над "Аудиомасками" было интересно, но мне давалось нелегко, я ведь не особенно программист. И хотя мы занимались проектом по шесть-восемь часов в день — это воспринималось не только как работа, еще и как отдых. Сначала мы сидели за столами с компьютерами, потом свалили в кучу кресла-мешки и сидели с ноутбуками. Преподаватель был с нами на одной волне, разработчики — классные ребята, они заряжали своим настроением. Мы в итоге отдали неплохой продукт". А еще, благодаря "Сириусу", Александра позвали в похожую проектную смену в "Орленке", там он с другими школьниками и студентами работает над 3D-сканером. "Можно отсканировать любую вещь и перенести ее в 3D-пространство. Я, когда собираю авиамодели, делаю пропеллеры вручную. А с помощью такого устройства могу отсканировать пропеллер и распечатать на 3D-принтере", — рассказывает Саша. Он уверен, что такие образовательные смены многое дадут ему в плане опыта и знакомств. "Ребята из "ВКонтакте" сказали: "Подучитесь и приходите к нам работать", — объясняет он. — Мне бы хотелось". Артур, беспилотники и вендинг для батареек Артур Хаиров из Ульяновска, ему 14 лет, последний год он собирает гоночные беспилотники. В "Сириусе" он впервые, а раньше был в "Орленке". Его вдохновляет история Илона Маска: "Он был обычным подростком, а потом заработал миллиарды". Все его техноидеи просчитаны с точки зрения коммерции. Недавно он сделал проект вендингового автомата, который принимает на переработку использованные батарейки. "Вы кидаете три нерабочие батарейки, а взамен получаете одну рабочую. Это финансово выгодно для владельца автомата", — по-деловому объясняет он. В "Сириусе" ему понравилось. "Я раньше не занимался программированием. Там научились основам. Мы с Сашей Чукавиным отвечали за поверхностную обработку голоса. Все это было сложно, но весело и интересно, — говорит Артур. — Мы со всеми были на "ты", общались с разработчиками, как с друзьями". Паша и гид по электростанции в допреальности У Павла Журова, еще одного участника команды "ВКонтакте", образовательные смены расписаны чуть ли не на год вперед. Он из Воронежа, ему 15 лет. "После "Сириуса" я поехал в "Артек", там мы делали автономную ферму, которая работает за счет солнечной и ветряной энергии, — перечисляет Паша. — Сейчас я на другой смене в пансионате недалеко от Воронежа. А потом я опять хочу в "Сириус". А раньше мы в воронежском "Кванториуме" делали такой проект — Воронежская атомная электростанция в дополненной реальности. Заказчик — информационный центр атомной энергетики региона". Он хочет поступить в МФТИ и делать разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности. Но, возможно, откроет для себя на этих сменах другие интересы. "Я впервые программировал на "Питоне". Занимался тем, что находил и исправлял ошибки в коде. И так каждый день, при этом было ощущение, что все время делаешь что-то новое. Мы работали с 10:40 до 17:40 каждый день, но все это не через силу, а потому что нравилось. Я бы еще занимался этой разработкой — трех недель было мало". Анастасия Степанова, Константин Крашенинников

Школьникам — Монеточка, взрослым — Дарт Вейдер. Зачем нужен бот, говорящий их голосами
© ТАСС