Крашенинников возглавил президентский Совет по гражданскому законодательству
Гражданское право регулирует практически все стороны нашей жизни, не случайно Гражданский кодекс РФ нередко называют "второй Конституцией". Любая ошибка, неточность или даже фраза, допускающая двойное толкование закона, может больно ударить по судьбе и правам обычного человека. Работа президентского Совета по совершенствованию законодательства в том и состоит, чтобы в правилах, по которым мы живем, не было "белых пятен". Совет действует с 1999 года, ранее его возглавлял советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев. По сентябрьскому указу президента Совет существенно обновился, помимо председателя в него вошли еще 40 самых именитых юристов страны. В их числе - министр юстиции Александр Коновалов, научный руководитель Исследовательского центра частного права Александр Маковский, судья Конституционного суда РФ Лариса Красавчикова, помощник президента - начальник Государственно-правового управления Лариса Брычева, зампредседателя Верховного суда Василий Нечаев, полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, ректор МГЮА им. Кутафина Виктор Блажеев, завкафедрой МГУ Евгений Суханов, завкафедрой Уральского госюруниверситета Бронислав Гонгало и другие титулованные правоведы. После заседания наш корреспондент задал председателю Совета несколько вопросов. Павел Владимирович, почти у каждого члена президентского Совета есть широкие полномочия в той или иной области права, дающие возможность влиять в том числе и на законотворчество. А каковы задачи и функции самого Совета? Павел Крашенинников: Совет является консультативным органом при главе государства. Он должен обеспечивать взаимодействие между федеральными органами государственной власти и властью субъектов Федерации, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с гражданским законодательством. Совет готовит предложения президенту о государственной политике в этой сфере и основных направлениях развития гражданского законодательства. Важной задачей является экспертиза законопроектов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и других предложений в сфере гражданского права. Члены Совета ведут постоянный анализ, как на практике применяется Гражданский кодекс, и готовят предложения, какие изменения и дополнения исходя из реальной жизни необходимо внести в этот основополагающий правовой документ. В функции Совета входит также подготовка предложений федеральным органам государственной власти. Это касается разработки проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов в сфере гражданского законодательства. Одни из них разрабатываются по планам законопроектных работ органов госвласти, другие - в приоритетном порядке, в случае особой необходимости. Какие из проблем Совет счел необходимым рассмотреть уже на первом заседании? Павел Крашенинников: Мы рассмотрели восемь проектов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы. Нельзя сказать, что они из числа сверхординарных. Ведь Совет начинает работу не с нуля, а продолжает ее с учетом предыдущих планов. Но есть и такие, что продиктованы событиями сегодняшних дней, как, например, пенсионная политика государства. Речь идет об изменениях в пенсионное законодательство? Павел Крашенинников: Государственно-правовое управление президента направило в Совет проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ. Речь идет о праве женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов. Этот законопроект уже внесен в Госдуму. В связи с проведением пенсионной реформы предлагается внести в закон норму, по которой граждане предпенсионного возраста, а именно женщины, достигшие 55 лет, и мужчины в 60 лет сохраняют право на получение алиментов по нетрудоспособности. Остальные условия возникновения права на алименты, в частности нуждаемость, не подлежат изменению. Таким образом, несмотря на то, что возраст выхода на пенсию станет выше, чем было прежде, право на алименты будет распространяться не только на пенсионеров, как сейчас, но и на нуждающихся граждан предпенсионного возраста. Помогать родителям, особенно престарелым, - дело, казалось бы, само собой разумеющееся. Или теперь каждому родителю надо бежать в суд? Павел Крашенинников: В нашей стране институт семьи традиционно уважаем и устойчив. Как правило, родители не только растят детей до совершеннолетия, но и помогают им, когда у тех есть уже свои дети. В чести и обратная традиция - выросшие дети помогают пожилым родителям сохранять достойные условия жизни. Но случается, что кто-то "забывает" об этом, тогда на помощь старикам приходит закон. Став инвалидом или пенсионером, не имея достаточных средств к существованию, родитель может подать в суд на взыскание алиментов. Это право закреплено в статье 87 Семейного кодекса РФ. Его реализация возможна при соблюдении следующих условий: родители нетрудоспособны - достигли пенсионного возраста или получили инвалидность; доходов родителей недостаточно для обеспечения потребностей. А дети трудоспособны - достигли совершеннолетия, но не достигли пенсионного возраста, и их доходов достаточно для оказания помощи родителям. Вопрос об алиментах может быть решен либо по добровольному соглашению, либо по суду. Согласно законопроекту женщины, достигшие 55 лет, и мужчины в 60 лет сохраняют право на получение алиментов по нетрудоспособности Семейный кодекс РФ предусматривает право на алименты и у других нуждающихся членов семьи: супруга, родственников, которые в силу возраста или состояния здоровья нуждаются в особой защите. Зачастую алименты - это единственный источник средств к существованию. Поэтому повышение возраста приобретения права на трудовую пенсию не должно повлиять на алиментное обеспечение этих лиц. В повестке дня заседания Совета значился вопрос о введении нового объекта интеллектуальных прав - географического указания, как своего рода регионального бренда товаров, произведенных на конкретной территории. Расскажите, чем вызвана эта "история с географией"? Павел Крашенинников: В каждом регионе нашей страны исторически сложилась своя культурная, природная или иная исключительность, есть особые традиции в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением. Например, у всех на слуху камчатский краб, байкальский омуль, якутские алмазы, золото Костромы, тюменская нефть и прочее. Надо зарегистрировать такие бренды, чтобы была правовая охрана и защита от фальсификаций. Сейчас это проблематично. Поэтому предлагается ввести в Гражданский кодекс новый вид средств индивидуализации товара - "географическое указание". Он будет действовать наравне с существующим - "наименованием места происхождения товара" (НМПТ), но иметь более простую регистрацию. Заявитель определит, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать. То лицо, которое зарегистрирует географическое указание, получает исключительное право на его использование, другим делать этого будет нельзя. Сейчас у нас по "наименованию места происхождения товара" зарегистрировано и охраняется менее 200 брендов, например, "Оренбургский пуховый платок", "Вологодское масло", "Хохлома", "Гжель", "Башкирский мед", "Луховицкий огурец" и другие. А, скажем, в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Охрана "географических указаний" предусмотрена также и нормами ВТО. Законопроект принят Госдумой в первом чтении, ведется его доработка ко второму чтению специально созданной рабочей группой, в том числе в целях синхронизации норм с существующим правовым регулированием производства винодельческой продукции. Совет поддержал концепцию законопроекта и дал рекомендации по доработке отдельных положений. Закон после его принятия позволит повысить конкурентоспособность экономики регионов и предоставит защиту не только производителям товаров, но также и потребителям. Скажем, покупатели камчатских крабов смогут быть уверенными в их происхождении.