Ещё

Иван Бунин: последний классик 

Фото: Ревизор.ru
В 2020 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Но разве нужно ждать большого юбилея, чтобы поднести выдающемуся русскому писателю «памятный венок»?.. Ведь, как писал сегодняшний именинник в своем романе «Жизнь Арсеньева»: «Вещи и дела, аще не написанiи бываютъ, тмою покрываются и гробу безпамятства предаются, написавшiи же яко одушевленiи…» Иван Алексеевич Бунин
Иван Бунин был первым русским писателем-экзистенциалистом и последним русским классиком, да простят мне столь смелое утверждение строгие исследователи отечественной словесности. Да, Бунин был последним представителем той славной когорты русских дворянских писателей, феномен творчества которых уникален и неповторим в мировой культуре.
Произведения Бунина — это бесконечность пространства и времени, их перетекание друг в друга… Никто, пожалуй, не высказался об этих двух категориях так выпукло и столь выразительно, как Иван Бунин. А все же почтительнее — Иван Алексеевич.
У кого еще услышим мы такую ширь и свободу, с чьих страниц так осязаемо вдохнем чистый воздух самого первозданного бытия?.. Разве что у Гоголя, в финале его знаменитой поэмы. Недаром и сам Бунин так ценил своего великого предшественника.
Последний из писателей — дворян по происхождению, он был по образу жизни всего лишь мелкопоместным скитальцем: в юности и в молодости обивал пороги провинциальных редакций, зарабатывая на жизнь. Возможно, главным результатом оказалось то, что он чутко впитывал правду жизни в стремлении понять, постичь то, что, быть может, и непостижимо.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Иван Алексеевич Бунин. «Вечер»
Иллюстрация к стихотворению И. А. Бунина «Вечер». YouTube.com Стремление уловить неуловимое, разгадать код бытия, распознать его тайну — вот что прежде всего «мучило» Бунина и было нервом его произведений. Потому и был он так влюблен в мир, в жизнь… в жизнь, которую люди зовут бренной… Но Бунин был влюблен в нее, осознавая, что мир сей является частью Божественной гармонии, и не представляя существования вне его. Вне звуков цикад и кузнечиков, вне звона колокола, вне устремленных в небо гор Эстереля.
Но и среднюю полосу России он слышал так чутко, как не услышал ее никто другой, и сумел об этом также замечательно и рассказать.
Писатель и поэт, публицист и переводчик, Иван Алексеевич Бунин для тех, кто полюбил его с младых ногтей, останется навсегда любим и дорог. За подлинность и искренность, живость и простоту.
Мы, нынешние, должны быть благодарны ему за сохранение русского языка, с которым обращался он так бережно и так тонко, словно с единственной на свете драгоценностью, давая всеми силами понять, что язык и есть наибольшее наше сокровище. Он знал это не понаслышке: разлука с родиной и эмиграция, ностальгия и боль привели к созданию Буниным самых ярких его произведений. Прежде всего — романа «Жизнь Арсеньева», за который он и получил Нобелевскую премию. Иллюстрация к роману «Жизнь Арсеньева».
"Жизнь Арсеньева" — роман, написанный под влиянием французского импрессионизма, и в частности под воздействием некоторых эстетических идей Марселя Пруста. Однако он стал прежде всего русским романом. Произведением о русских реалиях и характерах. Книгой о русском пространстве — оно тут отдельный герой.
Это тот уникальный случай, когда жанр определить невозможно. Скорее, «Жизнь Арсеньева» –даже не роман, а лирический эпос, поэма о русской жизни и существовании одного человека, «отдельно взятой души» на фоне необъятного пространства. Известный эмигрантский философ Федор Степун определил новизну романа «в музыке», а писатель Марк Алданов назвал роман «одной из самых светлых книг русской литературы». Но только ли русской? Безусловно, «Жизнь Арсеньева» стоит особняком и в ряду лучших произведений мировой литературы.
В СССР об этом узнали лишь после ХХ съезда КПСС, когда Бунин начал возвращаться своими произведениями на родину. Сам он, увы, вернуться в Россию уже не мог — скончался в Париже в 1953 году, знаковом для СССР и всего мира. ХХ съезд, переменивший многие ценностные ориентиры для советских людей, состоялся в 1956 году. Но даже и тогда «возвращение» трудов Бунина в русскую прозу по цензурным соображениям затянулось почти что на полвека.
Сам Бунин, будучи в жизненных ситуациях всегда решительно принципиальным (что отталкивало от писателя многочисленных конформистов), был столь же непримирим и в своих политических взглядах. Нет ничего удивительного, что именно он, а не кто-то другой, произнес в 1924 году программную речь «Миссия русской эмиграции», окончательно и бесповоротно заостренную против большевистской России и ставшую манифестом соотечественников, «в рассеяньи сущих». Русская монархическая эмиграция. Фото: YouTube.com Никакой России, кроме той, в которой прожил он первую половину своей жизни, для Бунина не существовало. Говоря о новой стране в дневнике «Окаянные дни», Бунин полон самых мрачных предчувствий. И он не поддастся, в отличие от множества репатриантов, на дьявольско-соблазнительные посулы приехавшего после второй мировой войны в Париж Константина Симонова — вернуться в СССР. Он останется доживать на чужбине. И проживет столько же, сколько и его любимый Лев Толстой, — 82 года.
Одной из последних книг Ивана Алексеевича станет философский труд «Освобождение Толстого», посвященный автору «Войны и мира».
Последние годы жизни Бунин проведет в своей парижской квартире на рю Жак Оффенбах, продав грасские поместья «Жаннет» и «Бельведер». И признается незадолго до смерти, своим заключительным кратким рассказом «Бернар», что прожил жизнь не зря.
Спустя три года после кончины писателя, в 1956 году, в Москве выйдет его собрание сочинений, снабженное ярким искренним предисловием Константина Паустовского, но, разумеется, без антисоветских бунинских миниатюр из книги «Под серпом и молотом», без «Окаянных дней» и без «Миссии русской эмиграции». Это все в русскую литературу придет позже. Памятник И. А. Бунину на Поварской
Появится музей в Ельце, где родился Бунин, и улица, названная его именем, в Москве. Похожий на писателя памятник встанет лицом к лицу с его последней московской квартирой на Поварской — в сквере его имени. Выйдут уникальные дневники «Устами Буниных» — Ивана Алексеевича и его жены — Веры Николаевны Муромцевой. Вера Муромцева и Иван Бунин
Сегодня известно, что 150-летие писателя в 2020 году будет отмечаться на государственном уровне. А еще бы вернуть огромный и бесценный архив, что хранится в английском Лидсе. Да снять большой и серьезный документальный фильм. Пока живы те — их уже по пальцам перечесть, — кто помнит писателя. Много всего можно и нужно сделать… В настоящий момент российский кинематограф посвятил Ивану Бунину художественный фильм Алексея Учителя «Дневник его жены» с Андреем Смирновым в роли Бунина. Это прекрасно, но мало. Кадр из фильма «Дневник его жены»
Избежать того самого «гроба беспамятства» — вот задача для всех нас. Для тех, от кого зависит сохранение памяти о великом писателе для будущих поколений. А она, в свою очередь, залог нравственного здоровья современников.
Комментарии1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео