Войти в почту

«1 день – 1 экспонат»: покров Каабы

В Национальном музее Республики Татарстан хранится уникальный экспонат, являющийся подлинной реликвией, связанной с обрядом мусульманского паломничества – хаджа. Речь идет о фрагменте шелковой ткани с надписями и зигзагообразным узором, представляющем собой кусок покрова храма Каабы в Мекке, называемого кисвой.Практика завешивания Каабы тканью, вероятно, восходит к 5 веку н.э. и является частью древней традиции покрытия специальной пеленой священных мест в знак особого их почитания. Уже в раннем исламе правитель, который устанавливал свою власть над священными городами Меккой и Мединой, обычно ежегодно изготавливал дорогостоящую кисву, которой завешивали наружные стены Каабы.В османском государстве из Стамбула ежегодно со специальным караваном отправлялись деньги и завесы к двум святыням (в Мекку и Медину). Из всех этих даров наиболее значимыми были кисва, а также покрывало на дверь Каабы и лента для кисвы, с вышитыми золотом кораническими фрагментами и именем султана-заказчика. Эта традиция продолжалась более четырех столетий. В 19 столетии, к которому относится наш экземпляр, кисву ежегодно ткали на фабрике Дар аль-Кисва, специально организованной для этих целей в Каире в 1817 году. Новые завесы для Каабы привозил караван паломников, приходивший из Египта в самом конце мусульманского лунного года. Кисва снималась, разрезалась, а ее части, почитаемые как реликвии, распределялись среди верующих.Завесы Каабы изготавливались и во времена Пророка и четырех праведных халифов, и в правление Омейадов, Аббасидов, Фатимидов, Айубидов и Мамлюков. Однако эти ранние образцы не дошли до наших дней. Лишь османские покровы Каабы сохранились, и немногие музеи мира имеют в своем собрании этот раритет. Поскольку старые завесы иногда возвращались в Стамбул, то наибольшее собрание– более сотни фрагментов 16-19 столетий – находится в коллекции Дворца-музея Топкапы, единичные фрагменты есть в некоторых зарубежных музеях.Фрагмент кисвы, хранящийся в собрании Нацмузея, особенно большой, его длина чуть более трех метров, а ширина - 86,5 см. Можно отметить наличие кромок, которые свидетельствуют о достаточной ширине ткацкого станка, а также остатки шва, которым соединялись длинные куски ткани. Сделан он на египетской фабрике во второй половине XIX столетия. Если внимательно присмотреться к полотну, то можно заметить, что оно не совсем черное, а скорее темно синее. Связано это с тем, что кисва была изготовлена в эпоху натуральных красителей, когда добиться абсолютно черного цвета было практически невозможно. К тому же сказался тот факт, что прежде чем полотно разрезали и передавали верующим, оно целый год висело под палящим солнцем. Ткань кисвы с повторяющимся рисунком украшена полосками с надписями, расположенными зигзагообразно. В каждой полоске содержится фраза из Шахады, мусульманского исповедания веры, написанная почерком «сульс». Первая часть текста: «Ла алаха илля Ллаху» («Нет бога кроме Аллаха») – занимает восходящую часть полосы. Вторая часть – «Ва Мухаммадун расулу Лахи» («Мухаммад – посланник Бога») – занимает снижающуюся часть полосы. Надписи на переплетающихся лентах выполнены более крупным шрифтом и состоят из слова «Аллах». Что интересно, что во всех надписях оно на вершине зигзагов. Их обрамляет фраза «Джала джалалаху» («Да восславится его слава!»), написанная нормально в восходящих частях и зеркальным письмом в опускающихся частях.Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

«1 день – 1 экспонат»: покров Каабы
© Казанский репортер